Историко-философский анализ возможностей количественного описания природы и общества

Войцеховский Сергей Николаевич, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, кафедра философии и социологии, доцент, г.Санкт-Петербург

      Актуальность данной темы статьи обусловлена успехами и трудностями в области математизации естественных и общественных наук. В связи с этим возникает потребность в философском осмыслении возможностей количественного описания природы и общества. Для того чтобы выяснить способы преодоления трудностей в количественном описании природы и общества полезно рассмотреть основные исторические этапы математизации естественных и общественных наук.

      Впервые философский анализ возможностей количественного описания природы и общества был предпринят в пифагорейском союзе. Члены пифагорейского союза обещали не разглашать свои учения. Поэтому сведения о деятельности пифагорейского союза мы получаем по мере  нарушения пифагорейцами требования о неразглашении своих учений в более поздние времена. Члены пифагорейского союза подразделялись на пифагорейцев и пифагористов. Последние только подражали пифагорейцам, а пифагорейцы были полноправными членами союза.

      Основатель вышеуказанного союза Пифагор сформулировал понятие философии. Существуют различные толкования пифагорейского понимания слова философия. Один из античных авторов Диоген Лаэртский утверждает, что под словом философия пифагорейцы понимали любомудрое, влечение к мудрости [7, с.66]. В этом случае слово философия рассматривается как словосочетание из двух слов, т.е. из греческого слова «φιλια», которое в переводе на русский язык означает любовь  и греческого слова «σοφια», которое в переводе на русский язык означает мудрость.

      Г.Гегель критически переосмысливает суждения Диогена Лаэтского и других более поздних авторов, которые пытались описать жизнь Пифагора подобно жизни Христа. По его мнению, нужно рассуждать о пифагорейской философии, опираясь на сочинения более ранних авторов, например, на сочинения Аристотеля. Он пытается уточнить смысл пифагорейского любомудрия и пишет, что, под любовью можно понимать стремление к обладанию предметом или отношение к любимому предмету без стремления обладать им. Г.Гегель утверждает, что Пифагор под философией понимал не любовь к мудрости в смысле стремления обладать предметом, а отношение к мудрости как любимому предмету [4,с.224]. Этим он объясняет стремление Пифагора выступать в качестве наставника народа, а не в качестве государственного деятеля.

      Можно также предположить дополнительный смысл в пифагорейском толковании слова философия. Возможно, слово философия было сформулировано из-за того, что Пифагор в своей деятельности опирался на родоплеменные традиции, которые существовали в Древней Греции. Родоплеменные традиции в пифагорейском союзе проявлялись, например, в том, что деятельность союза опиралась на использование общей собственности, а частной собственности члены пифагорейского союза не имели.

      Древнегреческие племена назывались филами (φιλα). В связи с этим, слово философия можно рассматривать как словосочетание из двух слов, т.е. греческого слова «φιλα», которое в переводе на русский язык означает племя и греческого слова «σοφια», которое в переводе на русский язык означает мудрость. Поэтому слово философия можно также понимать как общинная, племенная мудрость, т.е. как форма общественного сознания. Толкование философии как формы общественного сознания существует в современной литературе.

      Дилген Лаэртский сообщает, что Пифагор написал три сочинения – «О природе», «О государстве» и «О воспитании», которые затем Филолай продал Платону. Г.Гегель сомневается в том, что Пифагор писал сочинения, но допускает возможность наличия сочинений пифагорейцев. Тем не менее, пифагорейцы обвиняли Платона в том, что он присвоил идеи пифагорейцев. Аристотель подтверждает мнение пифагорейцев о том, что Платон многое заимствовал из пифагорейской философии.

      Из дошедших до нас сведений об учении пифагорейцев можно сделать вывод, что в основе их учения лежало представление о господствующем начале. Познание господствующего начала связано с определенными трудностями. Поэтому пифагорейцы использовали различные символы для обозначения господствующего начала, в том числе математические символы. Тайное учение пифагорейцев называлось тетрактидой, т.к. включало в свое содержание четыре дисциплины: арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Позднее эти четыре дисциплины получили латинское название квадривиума. Ямвлих сообщает, что Пифагор приобщился к занятиям математикой во время посещения соседних восточных стран, где математические расчеты использовались в земледелии и торговле.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Историко-философский анализ возможностей количественного описания природы и общества
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru