ЙИМА

ЙИМА
ЙИМА
(авест. Iima), др.-перс. Йама (Iama), в иранской мифологии первопредок человечества, культурный герой, создатель благ цивилизации, устроитель социальной организации общества, владыка мира в эпоху тысячелетнего золотого века. При нём царило бессмертие, не было болезней, старости, смерти, моральных пороков («Видевдат» II, «Ясна» 9, I-5). Этимологически его имя толкуется как «близнец», «двойник». Образ восходит к индоиранской (ср. первочеловека Яму в ведийской мифологии) и индоевропейской эпохам (ср. сканд. Имир), к архаическим мифам о братьях-близнецах, сыновьях солнца (см. в ст. Индоевропейская мифология). По некоторым версиям мифа, Й. был распилен пополам рукой собственного брата Спитьюры, совращённого злым духом. Отцом Й. считался Вивахвант (ср. др.-инд. Вивасвата, отца Ямы), воплощение солнца. Сам Й. сохранил черты солярного героя, хотя в «Авесте» он, как правило, смертный, место его действия всегда на земле, в мире людей. Индийские же источники изображают Яму хозяином загробного мира, восседающим в сонме богов и душ праведников. Из западноиранских текстов 5 в. до н. э., найденных в Персеполе, следует, что древнеперсидский Йама по имени и, видимо, по функциям был ближе к индийскому, нежели авестийскому образу, божеством, а не человеком. В индоиранском близнечном мифе первочеловек - брат и супруг женщины-прародительницы (Яма и Ями в «Ригведе», Йима и Йимак в «Бундахишне»). Божественный статус приписан Й. в «Абан-яште» (V 25); он помещён на священной горе Хукарья и творит жертвоприношение богине Ардвисуре Анахите ради обретения власти «над богами и людьми». Притязания Й. на главенство среди богов - черта архаики индоиранских времён, не сохранившаяся в остальной «Авесте». «Ригведа» (10, 51, 3) приписывает Яме открытие огня на земле, цивилизаторскую миссию. Этот же миф в иранской традиции представлен в жреческом аспекте: Й. возжёг в Хорезме первый по сакральности среди других видов огня (см. в ст. Иранская мифология, Атар) священный огонь жречества Атур-Фарнбаг. По одной версии, этот огонь был впоследствии перенесён на запад, по другой - в Кабул («Бундахишн» 17, 5-6). Между тем в «Видевдате» (II 3 и др.) Й. отклонил предложенные ему богом жреческие обязанности, ограничившись, якобы, царскими. Налицо сектантские расхождения в трактовке популярного образа. На общетипологическом уровне Й. - действующее лицо в мифе об утрате «золотого века» в результате вселенской катастрофы. На индоиранском уровне он - первопредок и первый смертный, «хозяин двуногих и четвероногих» (ср. «Атхарваведа» 4, 28, 3), упорядочивающий мир (см. Вара). На собственно иранском уровне в ходе формирования зороастрийской ортодоксии изначальная роль Й. подверглась значительным преобразованиям: у него отняли индоиранский ореол идеального владыки «золотого века» и гаранта бессмертия. Утрата золотого века была объявлена Зарагуштрой следствием гордыни и грехопадения Й. Возник квазиисторический миф о том, как от Й. отлетел символ его царственного достоинства, хварно (см. Фарн). Вторая глава «Видевдата» и «Хом-яшт» («Ясна» 9, 1-11) иносказательно, а «Замьяд-яшт» (XIX) открыто повествуют о передаче хварно Заратуштре. Образ Й. - дарователя земных благ и телесного бессмертия - стал противопоставляться пророку - реформатору веры, провозвестнику бессмертия духовного. Стремление ортодоксального жречества опорочить Й. и то обстоятельство, что он - единственное лицо архаического индоиранского фольклора, упомянутое в «Гатах» (32, 8), где не нашлось места даже Митре и Ардвисуре Анахите, отчётливо свидетельствуют о -первенствующей его роли на дозороастрийском этапе бытования мифологии. В «Младшей Авесте» первопредком изображён Гайомарт. См. также Джамшид.
Лит.: Christensen A., Le premier homme et le premier roi dane l'histoire légendaire des Iraniens, «Archives d'études orientales». 1917, v. 14; Lentz W., Yima and Khvarenah in the Avestan Gathas, в сб.: A Locust's Leg, L., 1962, с. 131-34.
л. А. Лелеков.

(Источник: «Мифы народов мира».)

.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ЙИМА" в других словарях:

  • Йима —     (Зенд.) В Вендидаде первый человек, и, в своем аспекте духовного прародителя человечества, то же, что Яма (см.). Другие его функции не приводятся в книгах Зенд, так как столь многие из этих древних фрагментов утеряны, уничтожены, или каким… …   Религиозные термины

  • Джамшид — В Википедии есть статьи о других людях с именем Джамшид (значения). Джамшид (Джемшид, Джамшед, Джам, Йим; авест. Йима Хшайта; др. перс. Йама) в иранской мифологии и эпосе царь, третий или четвёртый правитель из династии Парадата (Пишдадидов).… …   Википедия

  • ДРЕВНЕИРАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ — Осн. источниками для изучения Д. м. являются Авеста и примыкающие к ней памятники среднеперс. лит ры ( Бундахишн , Денкард и др.), а также знаменитое Шахнаме Фирдоуси (10 11 вв.). Мифологич. сюжеты и образы, имена собственные богов и героев,… …   Советская историческая энциклопедия

  • ИРАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ — совокупность мифологических представлений древних иранцев. Начальный этап формирования И. м. относится к эпохе индоиранской общности (арийцы индоиранцы населяли южнорусские степи во 2 м 1 й половине 1 го тыс. до н. э.). В ходе многовековых… …   Энциклопедия мифологии

  • Иранская мифология —          совокупность миф. представлений древ. иранцев. Начальный этап формирования И. м. относится к эпохе индоиран. общности (арийцы индоиранцы населяли южно русские степи во 2 м 1 й пол. 1 го тыс. до н.э.). В ходе многовек. миграций др. иран.… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Глаз — Символизирует всеведение, всевидящее око, способность к интуитивному видению. Глаз олицетворяет всех солнечных богов, обладающих оплодотворяющей силой солнца, которая воплощается в боге царе. Платон называет глаз главным солнечным инструментом. С …   Словарь символов

  • Всемирный потоп — В. потоп составляет предмет одного из самых распространенных народных преданий. По Библии, после грехопадения род человеческий разделился на добрых и злых; последние начали брать перевес. При виде разнузданных пороков людей раскаялся Господь, что …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЯМА —         сын Вивасвата, первый человек, умерший на земле и ставший царем загробного мира. На древность образа Я. указывает параллель в иранской мифологии (Йима, сын Вивахванта). В Ведах еще не включается в пантеон, упоминается вместе со своей… …   Словарь индуизма

  • Вендидад —     (Пехлев.) Первая книга  (Носк) в собрании фрагментов Зенд, обычно известном как Зенд Авеста. Вендидад есть искажение сложного слова Видаэво датем , означающего противодемонический закон , и полон учений, как избежать греха и осквернения с… …   Религиозные термины

  • АХРИМАН — (фарси), в иранской мифологии верховное божество зла. В самой ранней части «Авесты» «Гатах» прообраз А. можно усмотреть в Ака Маш, в других книгах «Авесты» в Ангро Майнью. А. противопоставляется Ахурамазде: Ахурамазда создаёт 16 стран добра, А.… …   Энциклопедия мифологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»