Частно-государственное партнерство как фактор развития региональной инновационной политики

Медведева Марина Леонидовна / MedvedevaMarinaLeonidovna - кафедра государственного, муниципального управления и таможенного дела, магистрант
Омский государственный технический университет, факультет элитного образования и магистратуры, г. Омск 

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью дополнительного инвестирования бюджета как страны в целом, так и отдельных регионов. Одним из методов дополнительного инвестирования рассматриваются средства частных лиц. Существуют предприятия, которые не могут быть полностью приватизированы, однако, имеют значительный дефицит денежных средств. Частно-государственное партнерство выступает компромиссом в решении таких задач.

Ключевые слова: государство, власть, бизнес, инвестор, партнерство.

Keywords: state, power, business, investor, partnership.

Вопросы взаимоотношения государства и бизнеса всегда находились в центре пристального внимания любого современного демократического правового государства. Более того, в последние годы во всем мире наблюдается тенденция усиления сотрудничества власти и бизнеса. В первую очередь, это проявляется в таких сферах, как электроэнергетика, транспорт, здравоохранение, образование. Предприятия в этих сферах, имеют стратегическое значение    и не могут быть приватизированы, но, с другой стороны, государство не всегда обладает достаточным объемом средств, необходимых для их поддержки и развития. В этом случае применяется такая форма взаимодействия власти и бизнеса, как частно–государственное партнерство (ЧГП). Частно–государственное партнерство можно охарактеризовать как среднесрочный и долгосрочный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности. Партнерство способно обеспечить снижение нагрузки на бюджет за счет привлечения частных средств и переложения части затрат на пользователей, расширить возможности привлечения управленческих кадров, новой техники и технологий, повысить качество обслуживания конечных пользователей [1, с.7].

В отличие от большинства зарубежных государств, в России частно-государственное партнерство все еще находится на стадии становления и развития соответствующих инструментов. Хотя результаты такого партнерства уже можно наблюдать. Все чаще с участием экспертов, аналитиков, ученых, представителей органов государственной власти проходят общественные слушания, научные семинары и круглые столы, посвященные выработке предложений по развитию частно-государственного партнерства в России. В органах государственной власти субъектов РФ создаются структурные подразделения по вопросам ЧГП, при министерствах, Государственной Думе созданы экспертные советы по ЧГП, реализуются проекты с применением институтов ЧГП [3].

Рассмотрим основные проблемы, связанные с внедрением ЧГП в России. Данные опроса Ассоциации менеджеров России (АМР), проведенного совместно с Программой развития ООН свидетельствуют о том, что бизнесмены неохотно сотрудничают с государством в рамках проектов ЧГП. Это связано с их опасениями по поводу высокого уровня коррупции и бюрократии. Именно на этот недостаток ссылается 38,1 % из 176 опрошенных компаний. Еще 31,8% заявили, в свою очередь, о низкой ответственности государственных структур за результат и сроки согласований. В процессе опроса выяснилось, что бизнес-риски волнуют только четверть опрошенных, а риски, связанные с протестами населения и общественных организаций - только 3,4%.

В то же время основным преимуществом ЧГП 43,2% опрошенных была названа возможность привлечения бюджетных средств, а 40,9% назвали в качестве главного преимущества доступ к ранее закрытым секторам экономики. Отметим, что 2009 году из инвестфонда было потрачено 70 миллиардов рублей бюджетных денег, а в 2010 году около 180 миллиардов рублей.

Учитывая возрастающую степень политической и регулятивной поддержки, можно предположить, что осуществлению проектов ЧГП в России будут благоприятствовать следующие факторы: значительная гибкость в разделении рисков между государственными и частными участниками проектов; заложенные в ЧГП механизмы финансовой поддержки (в сочетании с уже оказываемой политической поддержкой они должны способствовать снижению рисков по инвестиционным проектам); предусмотренная компенсация инвесторам убытков, связанных с неблагоприятными изменениями в законодательстве [2, с. 32].

Для того, чтобы партнерство успешно работало, необходимо сочетание многих факторов, имеющих отношение, как к представителям обеих сторон партнерства, так и к среде, в которой они взаимодействуют в процессе реализации проекта. Что касается партнера со стороны государства, то международный и российский опыт свидетельствуют о том, что органы государственной и местной власти должны проявить политическую волю и взять на себя инициативу по привлечению бизнеса к совместной реализации проектов по оказанию услуг населению, если это является экономически оправданным. Создание ЧГП - дело новое и требует от государственных и муниципальных служащих, вовлеченных в их создание и осуществление контроля их деятельности, новых знаний, умений и навыков, которые приобретаются в процессе учебы и участия в реализации конкретных проектов. При этом органы государственной власти и местного самоуправления должны предлагать жизнеспособные проекты и иметь необходимые права [1, с. 56].

Частный сектор должен также проявлять инициативу и обладать соответствующим потенциалом. Необходимо наличие профессионально подготовленных, сильных в финансовом отношении, кредитоспособных партнеров.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Частно-государственное партнерство как фактор развития региональной инновационной политики
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru