Дифференцированная работа на уроках истории

Мирсанова Е.А.
Мирсанова Екатерина Александровна / Mirsanova Ekaterina Аleksandrovna - учитель истории и обществознания
МБОУ «Соктуй-Милозанская ООШ», Забайкальский край, Краснокаменский район

Аннотация: актуальность выбранной темы заключается в том, что одной из важных тем в современной педагогической практике вновь встал вопрос о возможности дифференцированного подхода в обучении.

Abstract: the relevance of the topic chosen is that one of the important topics in modern teaching practice again the question arose about the possibility of a differentiated approach to learning.

Ключевые слова: дифференцированное обучение, индивидуальный подход.

Keywords: differentiated learning, individual approach.

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.

Осуществление дифференцированного обучения невозможно без индивидуального подхода – важного психолого-педагогического принципа, направленного на выявление индивидуальных особенностей каждого ребенка, развитие памяти и мышления [3]. Знание психофизиологических особенностей учащихся, а также разные уровни их умственных способностей закономерно требуют от современного педагога для обеспечения эффективного обучения в условиях классно-урочной системы нового подхода, для создания неодинаковых условий обучения, направленных на освоение всеми учащимися учебной программы. [2]

Таким образом, дифференцированный подход в обучении возможен при проведении абсолютно любого урока.

На занятиях истории необходимо создание атмосферы, в которой учебный материал усваивался бы полностью, всеми учащимися класса, при этом познавательная деятельность ребенка строится таким образом, что один и тот же материал могут запомнить дети с разными возможностями.

Одной из форм организации учебной деятельности применяемых мною на уроках истории является работа учеников по группам, при этом необходимо учитывать умение каждого ученика работать самостоятельно. Также положение каждого ученика в подобной группе может меняться, ребенок может заниматься либо чтением материала, либо его анализом – этот прием особо необходим при работе с историческими документами. Данный подход приемлем в рамках фронтальной работы, когда абсолютно все учащиеся заняты решением одной учебной задачи. Возможно также сочетание на данных уроках фронтальных, групповых, индивидуальных заданий. Дифференцированный подход в подобном уроке будет осуществляться, таким образом, при решением класса общей задачи, учитель может выдать более слабому ученику карточку, на которой в более упрощенной форме будет дано то же самое задание [4]. Конечным результатом по окончанию урока будет для учителя – освоение учебной программы всеми детьми, хотя придут они к новым знаниям по разному, а для ученика – запоминание новой более сложной информации [1]. Следует учитывать, что деление детей на группы не носит постоянный характер. Это способствует установлению в классе атмосферы товарищеской взаимопомощи, доброжелательных взаимоотношений, у более слабых учеников не вырабатывается комплекс неполноценности.

Также осуществлять дифференцированную работу на уроках истории можно с помощью и таких приемов:

  1.          Индивидуальная карточка.
  2.          Карточка-подсказка.
  3.          Взаимопроверка выполненной работы всеми учениками.
  4.          Задания, выполняемые по желанию.

Индивидуальная карточка содержит задания для конкретного ученика с учетом его возможностей. Например, карточка содержит следующее задание: найдите среди приведенных исторических деятелей лишнего, объясните свой выбор. М.Б. Барклай де Толли. П.И. Багратион. АлександрI. ПавелI.

Карточка-подсказка – это своевременная помощь слабому ученику в процессе восприятия нового материала, такая карточка может содержать алгоритм действия, например, отвечая на какие вопросы можно составить правильный устный рассказ о политической системе конкретного государства.

Взаимопроверка возможна только с разрешения учителя и осуществляется, как правило, в парах, где один из учеников является более сильным. Способ необходим при проведении небольших по времени самостоятельных работ.

Также на уроках истории возможны варианты заданий, которые предлагаются на специальных карточках. Дети сами могут выбрать задание (легкое или более трудное). Это формирует соответствующую самооценку учащимися своих возможностей. Все решения дети записывают в тетрадях и показывают учителю. Это обеспечивает обратную связь, благодаря чему учителю дается возможность подготовить дифференцированные задания к следующему уроку.

Как правило, использование данных приемов индивидуально-дифференцированного обучения способствует более лучшему усвоению учебного материала учащимся, формированию индивидуальных навыков, развитию мышления и памяти.

Литература

  1. Грабал В.Л. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся // Вопросы психологии. 1987. № 1.
  2. Имбрякова С.В. Этапы организации дифференцированной работы.- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2014/03/04/etapy-organizatsii-differentsirovannoy (Дата обращения 20.07.2014).
  3. Монахов В.М. Орлов В.А., Фирсов В.В. Дифференциация обучения в средней школе// Советская педагогика. 1990. №8.
  4. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. М., 2003. с.432.


Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Дифференцированная работа на уроках истории
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru
Научное издательство предлагает
Дифференцированная работа на уроках истории