Государственная политика инвестиционной привлекательности субъектов Дальнего Востока России в начале ХХI века

Пилилян Е.К.
Пилилян Елена Константиновна / Pililyan Elena Konstantinovna - кандидат исторических наук, доцент
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

 

Аннотация: в статье отражены исследования вопросов активизации инвестиционной политики государства в связи с изменениями ситуации на мировом рынке для России и современной ориентацией вектора ее развития в дальневосточном направлении для укрепления экономики в начале ХХI века.

Abstract: the paper describes research on state policy on enhancing the investment policy in response to changes in global market for Russian and modern orientation of the vector of its development in the Far direction to strengthen the economy in the early twenty-first century.

Ключевые слова: инвестиции, прямые инвестиции, государственная инвестиционная политика, иностранные инвестиции, активизация инвестиционной деятельности.

Keywords: investment, direct investment, public investment policy, foreign investment, activation of investment activity.

Новый ХХI век для России был определен стратегически как начало стабильного поступательного движения по пути позиционирования страны как великой державы, занимающей достойное место на мировом рынке среди развитых стан мира. К началу рассматриваемого периода экономика достигла уровня конца 80-х годов прошлого столетия, и требовались существенные усилия по реализации тех задач, которые были поставлены на ближайшую перспективу. Мировая практика социально-экономического развития конца ХХ века определила необходимость инвестиционной поддержки со стороны государственного, частного и международного бизнес-сообщества, экономики стран, занимающих ведущие позиции на мировом рынке или стремящихся занять на нем достойное место.

К началу века начались стабилизационные процессы в экономике России, которым способствовала благоприятная ситуация на рынке сырья, стабилизация политической ситуации в стране и на мировом пространстве, однако, мировой финансовый кризис 2008 года существенным образом отразился на темпах роста экономического развития страны, а очаги международной напряженности в европейской части мира определили направление ускоренного развития России в восточном направлении. История освоения дальневосточного региона носит дискретный характер – как правило особое внимание этой богатейшей по содержанию природных ресурсов и географическому положению территории страны уделялось в обстановке каких-либо критических ситуаций или угроз со стороны внешнего окружения.

Если в конце 90-х ХХ века едва сформировавшись, предприниматели дальневосточных районов вынуждены были в условиях, когда государство, лишив всякой поддержки, предоставив самостоятельность, для выживания выйти на рынки сопредельных стран АТР стихийно, то в начале 2000-х было определено инновационное направление для «соразвития» с деловыми кругами АТР. Уже в 2002 году во Владивостоке был проведен Седьмой инвестиционный симпозиум и третья инвестиционная ярмарка форума АТЭС, положившие начало превращения Приморского края в центр инвестиционной активности на Востоке страны. Участие России в экономическом форуме стран АТР и председательство на саммите АТЭС активизировало деятельность правительства РФ в области трех векторного взаимодействия дальневосточных субъектов. Особенно на этих процессах сказалось то, что местом проведения саммита АТЭС 2012 года, был определен город Владивосток. Надо сказать, что государство предпринимало попытки придать ускорение социально-экономическому развитию дальневосточных районов за счет создания внутри регионального ранка, объединив субъекты Дальнего Востока России в дальневосточный федеральный округ, для интеграции и перераспределения усилий по стимулированию инновационного развития, которое в каждом субъекте реализовывалось самостоятельно вне учета деятельности других субъектов Дальнего Востока России в этом направлении. Распоряжением Правительства РФ от 20 марта 2013 г. № 446-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года». Президентом РФ поставлена задача: сделать регион максимально комфортным для проживания людей и ведения бизнеса. В соответствии с этой программой развитие территории ДВФО и Забайкалья будет осуществляться по таким направлениям как: инновации, инвестиции, социальная ответственность, забота о людях [1, с.5]. Программа направлена на создание диверсифицированной, конкурентоспособной экономики, и в ней представлено 23 комплексных инвестиционных проекта для реализации их на территории Дальнего Востока и Забайкалья.

Следующим этапом стимулирования инвестиционной привлекательности дальневосточных районов явилась реализация кластерного подхода при реструктуризации экономики субъектов ДВФО. Кластерный подход широко применяется в развитых странах и имеет достаточно реализованный на практике механизм, позволяющий создать в регионе инновационно-промышленные кластеры со сложившейся системой распространения новых технологий, знаний, продукции, с общей научной базой, обеспечивающей предпринимателей кластера новыми техническими и технологическими разработками. Региональные кластеры имеют большое значение для развития малых предприятий, основным достоинством которых является мобильность, гибкость в условиях изменяющейся внешней среды.

В 2012 году были разработаны Стандарты деятельности органов исполнительной власти, призванные обеспечить благоприятный инвестиционный климат. Часть документации уже реализуется – так губернаторами утверждены «дорожные карты» по созданию инвестиционного климата, которые являются своего рода инструкциями по созданию благоприятного инвестиционного климата в субъектах России. Наряду с этими документами подготавливаются технические задания на разработку инвестиционной стратегии регионов, утверждаются декларации регионов, определяющие принципы взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ с предпринимателями в части инвестиционной деятельности. В частности, в 2012 году в Приморском крае была создана автономная некоммерческая организация «Агентство по привлечению инвестиций в Приморский край», функциями которой являются: консалтинговые услуги, индивидуальная работа с инвесторами, подбор инвестиционных площадок, проведение презентаций по продвижению инвестиционных проектов за рубежом [2]. Наряду с этим в субъектах Дальнего Востока открываются представительства федеральных и международных институтов, готовых участвовать в реализации приоритетных инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства. Вместе с тем для оценки инвестиционной привлекательности субъектов РФ создан проект национального рейтинга инвестиционной привлекательности по инициативе агентства по привлечению инвестиций, который будет оценивать параметры привлекательности на основе опроса предпринимателей, то есть, по сути, самим бизнесом. Но вместе с тем проект поддержан на уровне первых лиц государства. Есть внимание федеральных органов исполнительной власти, но самое главное есть внимание президента России Владимира Владимировича Путина. Именно президент заявил, что нам необходимо проводить свой собственный национальный рейтинг регионов [3].

Вместе с тем, современный этап стимулирования активизации экономического развития и инвестиционной привлекательности Дальнего Востока правительство России связывает с формированием территорий опережающего развития (ТОР), проект Федерального Закона «О территориях опережающего социально экономического развития (ТОР)» в апреле 2014 года был внесен на рассмотрение в правительство. Этот закон призван способствовать расширению инвестиционной деятельности в России стран АТР, так как предполагает законодательные гарантии для реализации особых условий предпринимательской деятельности: назрела острая необходимость упорядоченности ресурсов государственных программ с инвестиционными планами частного бизнеса. История освоения и развития Дальнего Востока России сравнительно коротка по времени и всегда была связана с задачами государства, определяемыми геополитической ситуацией и положением страны на международном рынке.

Одной из основных задач при создании территорий опережающего роста является привлечение инвестиций в экономику России, причем речь идет не только об отечественных предпринимателях, но и в большей мере о предпринимателях из соседних стран АТР. Сегодня дальневосточный вектор развития очень важен для страны, так как сложная ситуация в Европе на границе Украины и России, снижение темпов роста в развитых европейских странах и интенсивно развивающийся рынок АТР осложняют решение стратегических задач развития страны.

Требуется широкое интеграционное взаимодействие со странами АТР и интеграция субъектов Дальнего Востока и Сибири на внутреннем региональном рынке, а также взаимодействие с центральными районами страны. Однако интеграция с центром носит в большей мере характер поглощения крупными корпорациями регионального бизнеса, а интеграция со странами АТР до сих пор определяется сырьевой направленностью дальневосточного бизнеса. Распыление бюджетных средств для создания «ТОР» в настоящей ситуации не представляется целесообразным, поэтому представители Минвостокразвития и бизнес-сообществ выбрали из 400 площадок для реализации стратегии 14, которые уже проработаны и рассмотрены экспертами. Кроме того, Распоряжением правительства РФ от 30 мая 2013 г. № 3006п-П16 утвержден «Перечень приоритетных инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе», состоящий из 38 проектов, в которые вошли некоторые комплексные инвестиционные проекты из Госпрограммы. В перспективе к приоритетным, согласно «Перечню», будут относиться проекты по созданию и развитию энергетической и транспортной инфраструктуры, которые решат проблему использования транзитного положения макрорегиона по отношению к Европе, странам АТР и США, а также активизируют инвестиции для разработки полезных ископаемых, особенно цветных металлов.

Определены индустриальные площадки и свободные территории для размещения проектных решений. В субъектах ДВФО создаются нормативно-правовые акты, способствующие поддержке инвесторов, такие как предоставление государственных гарантий и субсидий из бюджетов республик, краев, областей и округа, предоставление льгот и преференций по налогам. Делаются попытки обеспечить информационное сопровождение стимулирования инвестиционной привлекательности через создание на портале Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» раздела «Инвестиционные проекты», с которого возможно зайти на сайты субъектов РФ и получить информацию о возможностях участия в интересующих проектах [4].

Между тем, как было указано выше, в субъектах Дальнего Востока ведется активная работа по созданию благоприятного инвестиционного климата – в Приморском крае создано Агентство по привлечению инвестиций, Корпорация развития ОАО «Дальний Восток», Агентство по поддержке экспортеров, Гарантийный фонд поддержки малого и среднего бизнеса, ведется подготовка нормативно-правовых актов по льготному налогообложению бизнеса. Издан «Путеводитель для инвестора по Дальнему Востоку», в котором представлена информация для инвесторов об экономической ситуации на Дальнем Востоке и о каждом субъекте ДФО, проекты государственных монополий и планы местного бизнеса, наличие трудовых ресурсов и их стоимость, затронуты вопросы недвижимости, миграционного и трудового законодательства, порядка разрешения споров и т.д. [5.С.18-19]. Снижение рисков инвестирования при проведении политики создания благоприятной ситуации для привлечения инвестиций, как для российских, так и для иностранных инвесторов уже дают определенные результаты: по данным Примкрайстата, в 2013 году в экономику России поступило 170,2 млрд. долларов США иностранных инвестиций, что на 10,1% больше, чем в 2012 году.

На экономику Дальневосточного региона из всех иностранных вливаний в Россию пришлось 3,5%. В 2013 году темпы роста иностранных вливаний в Дальневосточный федеральный округ снизились по сравнению с высокими показателями 2012 года. За 2013 год объем инвестиционных вложений в экономику Дальневосточного федерального округа составил 5971,7 млн. долларов США, и уменьшился по сравнению с 2012 годом на 56%. Тем не менее, наблюдались регионы, где объемы иностранных инвестиций увеличились. В Приморском крае инвестиции возросли в 4,1 раза, в Хабаровском крае – в 1,6 раза по сравнению с 2012 годом [6.с.8]. В 2013 году в Приморский край было инвестировано 1712,7 млн. долл., что связано с развитием бизнес-сообщества и улучшением инвестиционного климата [7. с.14]. Наиболее активными инвесторами были Япония (68,4% общего поступления), Германия (25,7%), Китай (1,8%), Республика Корея (1,4%). Всего в 2013 году более 20 стран мира инвестировали в экономику Приморского края, однако сохранялось неравномерное распределение иностранных инвестиций в экономику края по видам экономической деятельности [8.с.21]. Наиболее привлекательным для иностранного капитала видом экономической деятельности в ДФО являлась добыча полезных ископаемых – 3945,1 млн. долларов (66% от всех поступлений).

В структуре иностранных инвестиций ДФО наибольший удельный вес (60%) занимают так называемые прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (торговые кредиты и кредиты международных финансовых организаций). На долю прямых инвестиций (в основном, это взносы в уставный фонд, кредиты, полученные от зарубежных совладельцев) приходится 40%.     

Основные страны-инвесторы, осуществляющие значительные инвестиционные вложения в Дальневосточный федеральный округ: Япония – 2341,6 млн. долларов США, Багамские острова – 714,8, Нидерланды – 525, Австрия – 500, Кипр – 495,7, Индия – 462 млн. долларов США [9.с.28].

Однако для активизации инвестиционной деятельности государству необходимо принять ряд мер, среди которых:

– предоставление гарантий прав собственности, особенно реального обеспечения прав частной собственности;

– улучшение юридической основы привлечения иностранных инвестиций через подключение России к международной системе правового обеспечения в области инвестиционной деятельности: заключение межправительственных соглашений о взаимной защите и поощрении капиталовложений, присоединение к международным конвенциям, вступление в международные организации;

– решение проблемы вывоза за границу соответствующей части прибыли, дивидендов, процентов, принадлежащих иностранным собственникам;

– создание системы безопасности национальной экономики – комплекса мер, направленных на ограничение сферы влияния иностранных инвестиций в тех секторах экономики, которые создают угрозу национальной безопасности;

– снижение налогового бремени, которое необходимо, чтобы увеличить прибыль, используемую на обновление и развитие производства;

– подготовка высококвалифицированных кадров, рассредоточение производственного потенциала для развития отдельных городов и отсталых районов (малоосвоенных) [10].

Беспокойство руководителей субъектов Дальнего Востока РФ вызывает огромный объем инвестиций, требуемый на создание инфраструктуры «ТОР», поэтому, в первую очередь, инвестиции предполагается привлекать в экспортно-ориентированные производства и проекты уже реализующиеся на площадках «ТОР». Вместе с тем, правительство еще точно не определилось – по каким параметрам «ТОР» будут отличаться от территориально-производственных комплексов, формированием которых занималось государство в середине XX века, или от «ОЭЗ», которые сравнительно недавно были определены как приоритетно-развивающиеся территории, особый режим и финансирование которых должны были создать привлекательные условия для инвестиций. Об этом неоднократно говорилось на протяжении последних месяцев 2014 года на заседаниях коллегии Минвостокразвития РФ.

За последние 14 лет правительство неоднократно принимало решения по активизации инвестиционной деятельности в России и на Дальнем Востоке, однако, только созданием дополнительных административных структур управления без реальной реализации всех преференций для бизнеса, как отечественного, так и иностранного, создание привлекательных условий для инвестиций может остаться лишь лозунгом.

Литература

  1. Степанов К. Льготы в чистом поле //Степанов К. «Российская Бизнес-газета» №944 (15), 22.04.2014, С.5.
  2.  Титов Д. На Дальнем Востоке выделят территории роста //Титов Д.: «Экономика и жизнь» №09 (9525) [Интернет- ресурс] www.eg-online.ru/article/240346/06.03.2014
  3.  Оценки инвестиционной привлекательности Дальнего Востока дадут предприниматели [Интернет-ресурс] http://primamedia.ru/news/economics/15.04.2014/350547/otsenku-investitsionnoy-privlekatelnosti-dalnego-vostoka-dadut-predprinimateli.html
  4.  Инвестиционный климат субъектов Дальнего Востока России [Интернет-ресурс] http://assoc.khv.gov.ru/fe.nsf/pages/econ_invest_climate.htm
  5.  Ларина. «Было очень много работы» // Ларина Л., «Дальневосточный капитал» N1. 2014. C. 18-19.
  6. Об иностранных инвестициях в экономику Приморского края (аналитическая записка): Изд-во территориального органа федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, 2014, С.8.
  7.  Там же. С.14.
  8.  Там же. С.21
  9.  Там же С.28
  10.  Игнатьев А. Привлечение инвестиций на Дальний Восток России. Проблемы и перспективы. Интернет-ресурс www.feedcenter.org/partnerregions/fecenter/G0199_6/ g0199_6.htm).


Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Государственная политика инвестиционной привлекательности субъектов Дальнего Востока России в начале ХХI века
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru