Гуманистические идеи Карла Маркса и педагогика

Кандрашов Петр Николаевич, кандидат философских наук, Кручинина Анна Вадимовна, старший преподаватель, Уральский федеральный университет, кафедра философии, г. Екатеринбург

      Сегодня система образования в России переживает системный кризис, начиная с дошкольного уровня и заканчивая уровнем аспирантуры и докторантуры. Это обнаруживает себя в таких явлениях, как резкое снижение профессиональной подготовки педагогов, непомерный рост кандидатов и докторов наук, чьи диссертации зачастую в интеллектуальном плане на порядок ниже дипломных, а то и курсовых, работ некоторых студентов. Коммерционализация среднего и высшего профессионального образования, превращение процесса обучения и получения знаний в предоставление образовательных услуг, а самого образования – в товар, профанация образовательных программ, постепенная конвергенция школы и церкви, отождествление духовности и религии. Чего только стоят такие нововведения, как ГИА и ЕГЭ…

       Трудно не заметить имманентную взаимосвязь между появлением этих негативных явлений, с одной стороны, и развитием капитализма – с другой. Тем не менее, сегодня имеются как теоретические, так и практически апробированные нормальные образовательные системы, выполняющие свое подлинное назначение (передача знаний, социализация, воспитание, поддержка и продолжение традиции, сохранение и воспроизведение культуры). Таковой была, например, советская система образования, несмотря даже на все перегибы в сфере идеологии. Таковой является немецкая система образования.

      Однако в предлагаемой статье нам хотелось бы обратиться к философскому наследию К. Маркса и показать, что его идеи о сущности человека сегодня могут оказаться теоретическим фундаментом для построения в России новой, гуманистической системы образования, альтернативной системе нынешней, антигуманной и бесчеловечной.

В самых общих чертах марксова философская антропология может быть изложена следующим образом [1;2]:

Любое живое существо имеет потребности, которые удовлетворяются посредством вещей внешней природы. Но если животное только потребляет налично данное природой, т.е. является существом, адаптирующимся к природе, то человек производит, чтобы потреблять, т.е. оказывается существом, адаптирующим природу к самому себе. Момент производства, вклинивающийся в связь между человеком и природой, является первым, наиболее фундаментальным определением, отличающим человеческое существо от животного, определением, в котором в скрытой форме свернуты все остальные различия между ними.

Способом, которым человек адаптирует природу к себе в целях удовлетворения своих потребностей, является сознательная преобразующая деятельность [die Tätigkeit], или праксис [Praxis]. В силу этого все, что, так или иначе, соотносится с человеком, представляет собой саму деятельность, либо ее момент, либо ее результат. Поэтому деятельность оказывается способом человеческого бытия.

В процессе развертывания праксиса человек переносит свое внутреннее (сознание, психику) в мир внешней природы, преобразует его, созидая искусственную предметность, т.е. происходит опредмечивание сознания. Но если в предметах оказываются свернутыми опредмеченные «мысли» создателей этих предметов, то другие индивиды, используя эти предметы в своей собственной практике, распредмечивают эти «мысли» и тем самым делают иное своим собственным духовным и практическим достоянием. Именно через предметы культуры, созданные людьми в своей практике, и их совместное использование формируется совместность, интерсубъективность человеческого бытия, т.е. общество. Из этого Маркс делает следующие фундаментальные выводы.

Во-первых, в силу того что деятельность (являющаяся одновременно и сущностью человека, и способом его существования) всегда есть практическая взаимосвязь человека с окружающим миром. Связь, в непосредственном обнаружении которой формируются отношения индивида с другими людьми, с природой, с предметным миром и, наконец, с самим собой, т.е. конституируются общественные отношения, то человек оказывается совокупностью всех тех отношений, связей, которые возникают в процессе развертывания праксиса между индивидом и внешним миром: «Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» [3].



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Гуманистические идеи Карла Маркса и педагогика
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru
Научное издательство предлагает
Гуманистические идеи Карла Маркса и педагогика