Индивидуализация процесса дистанционного обучения иностранному языку с учетом особенностей памяти студентов

Грищенко Яна Сергеевна / Grishchenko Yana Sergeevna – кандидат филологических наук, старший преподаватель,

 кафедра английского языка технической направленности № 1, факультет лингвистики,

Национальный технический университет Украины, Киевский политехнический институт, г. Киев

 

Аннотация: статья посвящена проблеме индивидуализации процесса обучения иностранному языку студентов с учетом их особенностей запоминания материала. В работе рассматривается степень владения студентами персональным компьютером как фактор, влияющий на качество восприятия материала через Интернет.

Ключевые слова: дистанционное образование, индивидуализация, объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, частично-поисковый метод.

 

Современная система образования находится под постоянным влиянием тотальной информатизации общества. Методика преподавания иностранного языка как элемент образовательной системы, также развивается под неизбежным воздействием компьютерных технологий, внедрение которых, несомненно, запускает процесс модернизации подходов к преподаванию иностранного языка. Однако, с распространением информационных технологий, возникает потребность в пересмотре этих подходов.

Целью нашей статьи является изучение возможности дифференциации студентов на дистанционных занятиях по иностранному языку с учетом особенностей их памяти.

Проблема дистанционного обучения сегодня привлекает все больше внимания ученых. Изучению дистанционных методов обучения иностранному языку посвящены работы таких новаторов как А.А. Ахаян, Е.И. Дмитриева, Т.П. Зайченко, Н.М. Мекеко, Е.С. Полат, Н.Ф. Талызина, А.В. Хуторской. Вопрос индивидуализации дистанционного обучения рассматривается в работах Л.В. Губиной [1], С.К. Гутчель [2], О.Н. Щегловой [5], однако, в этих исследованиях в качестве индивидуализации процесса обучения применяется критерий знания предмета без учета особенностей запоминания последних. Новизной нашей работы является изучение особенностей запоминания материала студентами, как дифференцирующего фактора при исследовании проблемы дистанционного обучения иностранному языку.

При дистанционном обучении иностранному языку, кроме тщательного подбора материала и разработки методологии, необходимо уделять внимание и степени владения студентами компьютером, т.к. от нее напрямую зависит качество дистанционного обучения.

Считаем необходимым принять во внимание, что при обучении информатике индивидуальные различия студентов наиболее выражены в успешности овладения компьютером как средством решения учебных задач. Одни программируют и решают разнообразные задачи с помощью компьютера естественно и просто. Другие же, напротив, не могут выполнить задания без помощи преподавателя. Одной из причин таких различий являются особенности памяти обучающихся.

Во время обучения иностранному языку наблюдается идентичная ситуация. Одни студенты могут с легкостью воспринимать и усваивать информацию, другим же необходимы дополнительные консультационные занятия. Однако, если при обучении информатике студенты имеют дело только с самим предметом информатики, то при дистанционном обучении иностранному языку студенты вынуждены иметь дело с технологиями, даже если это студенты гуманитарных специальностей. Способность запоминания иностранных разговорных и грамматических конструкций может не совпадать со способностью запоминания последовательности действий для входа в саму среду дистанционного обучения. Поэтому, индивидуальный подход в соответствии с особенностями памяти студентов является обязательным при дистанционном обучении.

Для того чтобы составить методическую схему дистанционного преподавания иностранного языка с учетом индивидуальных особенностей памяти студентов, необходимо, прежде всего, определить типы памяти каждого студента. Одним из способов определения типов памяти является тестирование, варианты которого предложены в следующих книгах: А.Е. Польской «Как улучшить свою память» [4], О.А. Кузнецов «Техника быстрого чтения» [3]. В то же время в этих работах приводятся способы улучшения памяти, которые необходимо учитывать и, по возможности, применять во время учебного процесса.

Следующим шагом является распределение студентов на группы на основе результатов проведенного тестирования, направленного на определение типа памяти студента: зрительная, моторная, слуховая, смысловая, память на числа, память на слова, наглядно-образная память, словесно-логическая, долговременная, кратковременная, произвольная и непроизвольная память. Было бы неверным предполагать, что абсолютно у всех студентов будет преобладать какой-либо один тип памяти. Доминирующими окажутся смешанные типы памяти: зрительно-моторная, моторно-слуховая, зрительно-слуховая. Относительно долговременности и кратковременности, произвольности и непроизвольности памяти, с нашей точки зрения, эти свойства, в большей или меньшей мере, присущи любому студенту, ровно, как и память на числа и слова.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Индивидуализация процесса дистанционного обучения иностранному языку с учетом особенностей памяти студентов
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru