Инвестиции в образование: значение для формирования человеческого капитала

Калашина Татьяна Эдуардовна / Kalashina Tatyana Eduardovna – студент, экономический факультет
Уральский институт экономики, управления и права, г.Екатеринбург


Аннотация: в последнее время можно часто услышать, что главным экономическим ресурсом является качественный человеческий капитал. Действительно, интеллект человека, его креативные способности – практически неисчерпаемый ресурс. В научной статье доказывается, что потенциал современной России напрямую зависит от капитальных инвестиций в образование.
Ключевые слова: человеческий капитал, инвестиции в человеческий капитал, качество жизни, экономический рост.
Keywords: human capital, investments into the human capital, quality of life, economic growth.
   В экономике, основанной на знаниях, производительные силы человека реализуются в форме человеческого капитала. В настоящее время все более популярной становится точка зрения, в соответствии с которой человеческий капитал − это наиболее ценный ресурс общества, имеющий гораздо большее значение, чем природные ресурсы или накопленное богатство. По мнению большинства экономистов, решающая роль в формировании человеческого капитала принадлежит образованию.
Сегодня образование становится главным фактором успеха компании на рынке, экономического роста страны и увеличения ее научно–технического потенциала. В наше время преимущества в конкурентной борьбе уже не определяются ни размерами страны, ни богатыми природными ресурсами, ни мощью финансового капитала. Теперь все решает уровень образования и объем накопленных обществом знаний [3].
   Из всех видов инвестиций в человеческий капитал одной из главных категорий затрат, имеющих наибольшее значение для повышения уровня и качества человеческого капитала, являются именно вложения в образование. Инвестициям в образование присущи особенности, которые отличают их от вложений в физический капитал:
1. существует значительный временной лаг между моментом совершения инвестиций [2] и получением от них экономической и социальной отдачи;
2. в реальной образовательной практике инвестиционный и потребительский аспекты образования тесно взаимосвязаны.
К инвестициям в образование и воспроизводство человеческого капитала на сегодняшний день мы можем отнести следующие расходы:
− на содержание и воспитание детей в семье до трудоспособного возраста;
− на образование (дошкольное, школьное, профессиональное)
− на профессиональное обучение непосредственно на производстве, повышение квалификации, переквалификацию;
− на информационное обеспечение специалистов и менеджеров;
− на обеспечение социальной мобильности.
На основании модернизации российского образования, роста объемов инвестиций в сферу образования, увеличения количества и доли студентов, получающих образование на условиях полного возмещения затрат [2,3], появления негосударственных образовательных учреждений становится актуальным вопрос о том, какую отдачу от инвестиций в образование получает как государство и общество в целом, так и отдельные субъекты общества – семья и бизнес-сообщество.
Логично говорить сегодня о том, что, как отдельный человек, так и общество заинтересованы в том, чтобы работник имел более высокий уровень и качество образования, так как это способствует не только росту доходов работника, но и повышению темпов экономического роста страны. Государство, общество, бизнес должны позаботиться о том, чтобы образовательная политика создавала условия для осуществления выгодных инвестиций. На основании исследований российских и зарубежных исследователей были выявлены следующие меры, которые могут способствовать этому:
1. Формирование требований к содержанию образовательной подготовки по направлениям (специальностям) с учетом стратегии экономического развития страны (соответствие национальным программам, проектам, международным требованиям);
2. Проведение постоянного мониторинга потребности в специальностях для оценки спроса на профессии с использованием различных методик (как на уровне государственной статистики, так и на уровне отдельных предприятий);
3. Формирование государственного заказа на подготовку специалистов с учетом кадровой ситуации на рынке труда;
4. Содействие в трудоустройстве выпускников (выполнение трудового законодательства – прежде всего ст.70 ТК РФ)
5. Использование маркетинговых инструментов для прогнозирования динамики изменения потребностей рынка труда и формирования спроса на работников различных профессиональных групп в интересах устойчивого экономического развития страны.
6. Формирование системы непрерывного образования, которая позволяет постоянно повышать уровень навыков, приобретать новые способности, сохранять конкурентоспособность на рынке труда при изменениях в сфере деятельности, а также увеличивать мобильность между видами занятий (создания центров содействия предпринимательству, тренинги, повышение квалификации и т.п.).
Образование, накопленные обществом знания и экономическое развитие взаимосвязаны. Следовательно, в настоящее время особое внимание необходимо уделять модернизации системы образования и эффективному использованию человеческого капитала, так как это является главным условием роста российской экономики.

Литература

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.04.2014).
2. Управление качеством репродуктивного труда на всех стадиях формирования и развития человеческого капитала: теоретико-методологические проблемы: монография. Екатеринбург: издательство УИЭУиП, 2011. 181 с.
3. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука,1999.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Инвестиции в образование: значение для формирования человеческого капитала
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru