Использование логистических инструментов на предприятии

Руденко Андрей Джоржевич,
Московский городской университет управления
правительства Москвы,
кафедра общественных финансов и финансового права,
кандидат экономических наук

 

      Инструменты логистики предоставляют нам широкие возможности при  анализе хозяйственной деятельности предприятий, организаций, т.к. практически на каждом предприятии имеются резервы  для снижения  затрат до рационального уровня, что позволяет добиться роста экономической эффективности деятельности и  повышения конкурентоспособности на рынке. Не секрет, что под  логистической  миссией понимается общая экономическая цель или стратегия фирмы, которая характеризует «что и для кого производить/поставлять» с минимальными (оптимальными) затратами и временем. Логистическая миссия часто выражается в правиле «семи R-s» (или «семи Н»): нужный товар, в нужном количестве, нужного качества, в нужном месте, в нужное время, нужному потребителю с наилучшими оптимальными затратами [1]. Логистический подход при этом заставляет нас, в сущности, отказаться от изолированного рассмотрения процессов производства, закупки, доставки, распределения товаров и услуг, он в буквальном смысле требует комплексного рассмотрения всего процесса на протяжении всей цепи поставок: от первоисточника (появления так называемого «ключевого ресурса») и до получения товара или услуги конечным потребителем. Только в этом случае получается «синергический эффект» (эффект усиления взаимодействия), когда фактически «2+2=5».

     Другими словами, логистический подход – это подход, ориентирующийся  на отказ от изолированного рассмотрения затрат и использующий критерий минимума суммы указанных затрат, базирующийся на оптимальном значении каждого из слагаемых в рассматриваемой цепи. При традиционном подходе к оптимизации затрат, издержек целевая функция определялась как сумма минимальных издержек в каждом из звеньев цепи:

111 crВ этом случае эффективное решение будет соответствовать такому допустимому экономическому поведению системы (минимум суммарных затрат), при котором ни одна из подсистем не может улучшить свое положение, не ухудшая положение хотя бы одной из остальных подсистем (Принцип Парето) [2].

   Ориентация на комплексный, логистический подход управления материальным потоком изменяет концепцию издержек, как в производстве, так и в продвижении товара или услуги потребителю.
  Для выполнения пожеланий заказчиков необходимо иметь большой выбор изделий в нужном месте и в нужное время, то есть для организации жизненно важным будет конкурентоспособность не только по цене и качеству, но и по надежности и времени осуществления поставки. Таким образом, на первый план выходят вопросы анализа логистических операций (логистических вмешательств).
   Под логистической операцией предлагается понимать операцию, отражающую логистическое вмешательство. Иными словами, это операция по продвижению товара к конечному потребителю в составе материального потока, не связанная с его «глубоким» преобразованием. «Глубокое преобразование» подразумевает существенное (заметное) изменение химических или физико-механических свойств, или формы, или размеров продукции в составе материального потока во время прохождения рассматриваемой операции. Сущность логистических вмешетальств, равно как и ценностных вмешательств и условных вмешательств, мы рассматривали уже ранее (см. статью Руденко А.Д. в № 4(14) «Проблемы образования и науки», 2012) [3]. Кратко лишь дополним, что логистические вмешательства изменяют физическое местоположение какого-либо ресурса или продукции (логистические вмешательства 1-го рода) или представляют собой время на удержание частично или полностью сформированного продукта в рамках производства или за его пределами (логистические вмешательства 2-го рода). Под логистическими затратами, таким образом, подразумеваются затраты на логистические вмешательства (в т.ч. логистические операции) в стоимостном выражении.
   Для выделения и оценки логистических затрат можно использовать графические методы, одним из которых является логистическая карта-трубопровод (один из инструментов логистики). Карта строится для цепи поставок (логистической цепи), состоящей из потоков сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции и т.п., проходящих через различные каналы производства и распределения.
   Под логистическая цепью понимается линейно упорядоченное множество звеньев логистической системы (производителей, дистрибьюторов, складских помещений и служб, транспортных компаний и т.д.), осуществляющих логистические операции по продвижению (доведению) материального потока от одной логистической системы до другой или до конечного потребителя [4].
Логистическая карта-трубопровод представляет собой графический инструмент логистики, который используется для выделения логистических операций и оценки логистических затрат (по затраченному времени на логистические и нелогистические операции).
   Логистическая карта-трубопровод может быть построена для каждой цепи поставок (логистической цепи), а также для суб-цепи или последовательности операций внутри предприятий. Пример карты-трубопровода для классического предприятия-дистрибьютора приведен на рис. 1.

222 cr

Для рассматриваемого предприятия выделяется следующая последовательность операций:

  1. Хранение исходных, поступаемых  материалов, полуфабрикатов, готовой продукции;
  2. Внутренняя транспортировка (по нормативам) к преобразующим агрегатам;
  3. Излишняя внутренняя транспортировка (сверх нормативов) к агрегатам (если таковые имеются) – по сути это «пустая» транспортировка с холостым пробегом;
  4. Преобразовательные операции;
  5. Внутренняя транспортировка (по нормативам) к местам хранения;
  6. Излишняя внутренняя транспортировка (сверх нормативов) к местам хранения;
  7. Хранение продукции до отпуска потребителю/ реализации;

      Длина горизонтальных линий на графике соответствует среднему времени, которое тратится на основные производственные (преобразовательные) процессы. Длина вертикальных линий равна  среднему времени, которое тратится на ожидании в точках хранения и на транспортировку сверх нормативов. Сумма  горизонтальных линий - это длина трубопровода, которая показывает  общую продолжительность производственного процесса (или процесса, отражающего ценностные вмешательства). Длину трубопровода можно использовать как инструмент управления при росте спроса на поставляемую или производимую продукцию: это минимальное время, необходимое на  реакцию в увеличении спроса при неизменном  уровне запасов,  условиях транспортировки и неизменной технологии. Длина трубопровода характеризует время, необходимое для прохождения продукта через рассматриваемый участок логистической цепи (здесь в примере – через дистрибьютора), без остановок в точках хранения и при минимальных  логистических затратах. 

     Объем трубопровода–  это сумма длин горизонтальных и вертикальных линий на логистической карте-трубопроводе, это общее время, которое ресурс (или материальный поток) затрачивает на прохождение через все операции и все стадии хранения и транспортировки, включая в себя все вмешательства (ценностные, логистические и условные). Эту величину возможно использовать как инструмент управления затратами при падении спроса на конечную продукцию. Объем трубопровода по сути отражает  время, за которое  поставщик/дистрибьютор может избавиться от не пользующейся спросом продукции и необходимых для ее производства полуфабрикатов и других сырьевых компонентов при текущем уровне пропускной способности и максимальных логистических затратах. Объем трубопровода является нижним пределом фактического времени, необходимого для «истощения»  всей логистической цепи в случае плохого спроса на продукцию. 

   Анализ логистической карты-трубопровода позволяет выявить места, где может быть снижена продолжительность операций, отражающих ценностные и логистические вмешательства. При этом важно отметить, что уменьшение длительности производственных  процессов (а иначе говоря, снижение времени на ценностные вмешательства) приведет, по крайней мере, к такому же уменьшению времени на логистические вмешательства, (например, за счет сокращения запасов готовой продукции на складе). Зачем держать дополнительный однодневный страховой запас, если время на реакцию спроса сокращается, и товар/услуга может быть поставлена на одни сутки быстрее?

     Логистическая карта-трубопровод демонстрирует также соотношение между временем, которое фактически теряется или тратится на ожидание (хранение), и временем на ценностные вмешательства, что может являться очень полезным для руководителей разных уровней при проведении анализа эффективности деятельности организации и выявлении резервов снижения затрат на предприятии.

Литература

1.Хабаров В.И. Основы логистики : учеб. пособие / В.И. Хабаров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013.368с.
2.Руденко А.Д. Управление затратами с учетом фактора времени в металлургическом производстве: дис. на соиск. уч. степ. канд. эк. наук. М., 2002.163 с.
3.Руденко А.Д. Повышение эффективности управления оборотными средствами предприятия. // Проблемы современной науки и образования, №4 (14). М.: 2012.41с.
4.Гаджинский А. М. Логистика [Текст]: Учебник.Гриф МО РФ / А.М. Гаджинский. 16-е изд., перераб. и доп. М. : Дашков и К, 2008.484с.

 



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Использование логистических инструментов на предприятии
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru