Использование логистических инструментов на предприятии |
Руденко Андрей Джоржевич,
Инструменты логистики предоставляют нам широкие возможности при анализе хозяйственной деятельности предприятий, организаций, т.к. практически на каждом предприятии имеются резервы для снижения затрат до рационального уровня, что позволяет добиться роста экономической эффективности деятельности и повышения конкурентоспособности на рынке. Не секрет, что под логистической миссией понимается общая экономическая цель или стратегия фирмы, которая характеризует «что и для кого производить/поставлять» с минимальными (оптимальными) затратами и временем. Логистическая миссия часто выражается в правиле «семи R-s» (или «семи Н»): нужный товар, в нужном количестве, нужного качества, в нужном месте, в нужное время, нужному потребителю с наилучшими оптимальными затратами [1]. Логистический подход при этом заставляет нас, в сущности, отказаться от изолированного рассмотрения процессов производства, закупки, доставки, распределения товаров и услуг, он в буквальном смысле требует комплексного рассмотрения всего процесса на протяжении всей цепи поставок: от первоисточника (появления так называемого «ключевого ресурса») и до получения товара или услуги конечным потребителем. Только в этом случае получается «синергический эффект» (эффект усиления взаимодействия), когда фактически «2+2=5». Другими словами, логистический подход – это подход, ориентирующийся на отказ от изолированного рассмотрения затрат и использующий критерий минимума суммы указанных затрат, базирующийся на оптимальном значении каждого из слагаемых в рассматриваемой цепи. При традиционном подходе к оптимизации затрат, издержек целевая функция определялась как сумма минимальных издержек в каждом из звеньев цепи: В этом случае эффективное решение будет соответствовать такому допустимому экономическому поведению системы (минимум суммарных затрат), при котором ни одна из подсистем не может улучшить свое положение, не ухудшая положение хотя бы одной из остальных подсистем (Принцип Парето) [2]. Ориентация на комплексный, логистический подход управления материальным потоком изменяет концепцию издержек, как в производстве, так и в продвижении товара или услуги потребителю. Для рассматриваемого предприятия выделяется следующая последовательность операций:
Длина горизонтальных линий на графике соответствует среднему времени, которое тратится на основные производственные (преобразовательные) процессы. Длина вертикальных линий равна среднему времени, которое тратится на ожидании в точках хранения и на транспортировку сверх нормативов. Сумма горизонтальных линий - это длина трубопровода, которая показывает общую продолжительность производственного процесса (или процесса, отражающего ценностные вмешательства). Длину трубопровода можно использовать как инструмент управления при росте спроса на поставляемую или производимую продукцию: это минимальное время, необходимое на реакцию в увеличении спроса при неизменном уровне запасов, условиях транспортировки и неизменной технологии. Длина трубопровода характеризует время, необходимое для прохождения продукта через рассматриваемый участок логистической цепи (здесь в примере – через дистрибьютора), без остановок в точках хранения и при минимальных логистических затратах. Объем трубопровода– это сумма длин горизонтальных и вертикальных линий на логистической карте-трубопроводе, это общее время, которое ресурс (или материальный поток) затрачивает на прохождение через все операции и все стадии хранения и транспортировки, включая в себя все вмешательства (ценностные, логистические и условные). Эту величину возможно использовать как инструмент управления затратами при падении спроса на конечную продукцию. Объем трубопровода по сути отражает время, за которое поставщик/дистрибьютор может избавиться от не пользующейся спросом продукции и необходимых для ее производства полуфабрикатов и других сырьевых компонентов при текущем уровне пропускной способности и максимальных логистических затратах. Объем трубопровода является нижним пределом фактического времени, необходимого для «истощения» всей логистической цепи в случае плохого спроса на продукцию. Анализ логистической карты-трубопровода позволяет выявить места, где может быть снижена продолжительность операций, отражающих ценностные и логистические вмешательства. При этом важно отметить, что уменьшение длительности производственных процессов (а иначе говоря, снижение времени на ценностные вмешательства) приведет, по крайней мере, к такому же уменьшению времени на логистические вмешательства, (например, за счет сокращения запасов готовой продукции на складе). Зачем держать дополнительный однодневный страховой запас, если время на реакцию спроса сокращается, и товар/услуга может быть поставлена на одни сутки быстрее? Логистическая карта-трубопровод демонстрирует также соотношение между временем, которое фактически теряется или тратится на ожидание (хранение), и временем на ценностные вмешательства, что может являться очень полезным для руководителей разных уровней при проведении анализа эффективности деятельности организации и выявлении резервов снижения затрат на предприятии. Литература 1.Хабаров В.И. Основы логистики : учеб. пособие / В.И. Хабаров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013.368с.
|
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.