Использование передовых методов обучения в образовательном процессе таможенных вузов

 Белоусова Т.И.
Белоусова Татьяна Ивановна/ Belousova Tatjana Ivanovna - кафедра организации таможенного контроля и технических средств таможенного контроля, кандидат экономических наук, доцент.
Российская таможенная академия, (филиал), г. Владивосток

Аннотация: в статье рассматриваются преимущества компьютерных тренажерных систем для формирование профессиональных компетениций расширения самостоятельной учебной работы студентов за счет интерактивности и использования активно-деятельностных форм обучения.

Ключевые слова:интерактивные технологии,компьютерные тренажерные системы, тренажерно-имитационные комплексы (ТИК), адаптивные автоматизированные тренажеры (ААТ), тренинг.

Keywords: interactive technologies, computer simulation systems, fitness-simulation systems (LIC), adaptive automated simulators (AAT) training.

 

В концепции модернизации российского образования обозначено, что новое качество образования − это получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности.

Ориентация таможенного образования на формирование компетенций как готовности и способности студентов к деятельности в таможенных органах предполагает создание особых дидактических и психологических условий. В них студент как участник образовательного процесса сможет проявить интеллектуальную активность, готовность и способности выявлять проблемы и вырабатывать пути их разрешения. Для будущих кадров таможенной службы крайне не­обходим профессионализм при принятии управленческих и экономических решений.

 Формирование компетенций возможно только через соответствующий опыт деятельности и общения. Такой опыт может быть получен путем использования интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение одновременно решает три задачи: учебно-познавательную (предельно конкретную); коммуникационно-развивающую (связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания); социально-ориентационную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства) [1].

В настоящее время филиалами РТА широко используются всевозможные формы и методы интерактивного обучения: дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.); игровые (дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры); тренинговыеформы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности) [3].

Подробнее следует остановиться на использовании активных тренинговых и игровых методов обучения, реализуемых в среде специализированных автоматизированных систем: обучающих тренажеров и стендов. Использование обучающих тренажеров и стендов является важнейшим средством активного обучения, поскольку позволяют отработать профессиональные навыки принятия решения в ситуациях, приближенных к реальным и тем самым готовят студентов к работе в таможенных органах.

Существует много различных определений и видов тренажеров [4], выполняющих одну или много функций, состоящих из одного или комплекса элементов, обучающих одного или одновременно нескольких человек (группу). Остановимся на многофункциональных и многоэлементных тренажерах.

В таможенных вузах как тренажеры могут быть использованы как готовые системы, так и их имитаторы.

Первый вид тренажеров связан с использование реально действующих технических и программных систем.

Как известно, при таможенном контроле широко и эффективно используются технические средства таможенного контроля (ТСТК). Изучить ТСТК, получить практические навыки работы с ними помогает дисциплина «Основы технических средств таможенного контроля». На кафедре «Организации таможенного контроля и технических средств таможенного контроля» (ОТК и ТСТК) Владивостокского филиала РТА для этой цели созданы специализированные лаборатории (лаборатория досмотровой рентгеновской техники, лаборатория технических средств таможенного контроля).

Лаборатория досмотровой рентгеновской техники представляет собой аналог досмотрового зала в местах пересечения таможенной границы с действующими установками для досмотра багажа пассажиров, здесь также содержаться стенды с фотографиями объектов особо опасных видов контрабанды, а также стенды с учебными образцами таких объектов и их упаковок, фотографиями наркотических веществ и схем их перемещения, литературой по организации досмотровой работы на различных видах транспорта.

В лабораториитехнических средств таможенного контролянаходятся различные видывесов и измерительных инструментов (для оценки линейных размеров, веса, объема и плотности предметов); а также приборы: «ПД-1», «РЕГУЛА» (контроль подлинности докумен­тов и денежных знаков), «Карат», «Дельта-1» (диагностика драгоценных ме­таллов), «Карат», «Дельта-1» (диагностика драгоценных камней), металлоискателей различных типов, установок рентгеновского контроля «Короб-А» и «FISCAN SMEX-6585R» (досмотр багажа и ручной клади пассажиров), эндоскопы различных типов, досмотровые фонари и зеркала. При проведении занятий по использованию приборов для проверки подлинности документов и валюты, определения состава драгоценных сплавов, выявления наркотических и взрывчатых веществ, обнаружения металлических предметов, диагностики драгоценных камней и др. слушатели отрабатывают навыки их при­менения при таможенном контроле

В рамках дисциплин «Информационные таможенные технологии» (ИТТ), «Декларирование» (которые входит в образовательную программу обучения студентов специальностей таможенных вузов), студенты работают с действующими программными системами. Здесь в рамках программных средствах, например, ВЭД-Декларант СТМ, Декларант ТКС, Альта ГТД отрабатываются действия по заполнению документов и их передаче в таможенные органы. А при работе с программной системой КПС Асто-Анализ студенты овладевают не только технологией работы с ней, но и приобретают навыки применения. Например, при проведении практических занятий «Разработка проекта профиля риска» по дисциплине «Риск-ме­неджмент» студенты учатся анализировать информацию, содержащуюся в базах данных системы КПС Асто-Анализ и тем самым осваивают метод формирования и применения системы управления рисками (СУР).  

Второй вид тренажеров − компьютерные и технические имитаторы. Этот вид тренажерных систем создается в специализированных программных продуктах, которые позволяют имитировать работу виртуального таможенного процесса, прибора или таможенного предприятия.

Актуальность разработки компьютерных тренажеров для таможенных вузов заключается в двух трендовых тенденциях последних лет. Во-первых, ощущается потребность качественного улучшения подготовки таможенных сотрудников, которая вызвана постоянным усложнением технологии таможенных процедур, появлением новых условий внешнеэкономической деятельности. Во-вторых, постоянно движущиеся вперед информационные технологии, создают отличную возможность для создания эффективных форм обучения. В третьих, меняются учебные планы подготовки студентов, где сокращается количество часов практических занятий, следовательно, функцию преподавателя (репетитора) выполняют компьютерные тренажеры.

В условиях обучения они с той или иной мерой адекватности отражают процессы, происходящие в таможенной системе. Организация работы с ними дают возможность отразить в учебном процессе различные виды профессионального кон­текста и формировать профессиональный опыт в условиях квази­профессиональной деятельности. Одновременно компьютерные тренажерные системы формируют путем «натаскивания» навыки решения типовых ситуаций, закрепляя связь между полученными теоретическими знаниями и практическими проблемами.

В таможенных вузах накоплен определенный опыт применения компьютерных тренажерных систем в учебном процессе при подготовке всех специальностей.

Например, систему КСАОП РТА, как пример системы учебного компьютерного имитационного моделирования. Как вариант имитационно-игрового моделирования - имитационный тренинг она использовалась кафедрой ОТК и ТСТК Владивостокского филиала РТА на практических занятиях по дисциплине «Информационные таможенные технологии» при изучении темы «Электронное декларирование».

Система КСАОП РТА имеет: визуально-интерактивный интерфейс для создания и исполнения моделей; графические средства для разработки и исполнения моделей; поддержку быстрой разработки моделей; наличие готовых к использованию, библиотечных элементов для обеспечения быстрой сборки моделей; возможности организации взаимодействия моделей с внешними системами; представление результатов моделирования в виде законченного анализа работы модели, не требующего дополнительной статистической и иной обработки.

Использование графического представления имитационной модели «Схема процесса электронного декларирования» разработанной на базе КСА ОП РТА позволяла студентам наглядно видеть функциональные действия инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля.

Для реализации практической направленности использования компьютерных тренажерных систем в РТА завершились опытно-конструкторские работы, такие как разработка специального программного обеспечения многофункционального учебно-методического и научного центра ФТС России (СПО МУМНЦ шифр «Ситуация») и разработка комплексных тренажерных систем (КТС) для подготовки должностных лиц таможенных органов (шифр «Инспектор»). [3]

Комплексная тренажерная система (КТС) это программный комплекс, направленный на отработку практических навыков и знаний, оценку результатов проведения обучающих заданий (упражнений) и объяснение ошибок, совершенных пользователем при проведении исследования. КТС исходя из принципов классической педагогики: доступности, доходчивости, посильности, наглядности и контроля обладает всеми функциями.

Комплексная тренажерная система состоит из двух групп тренажеров.

Первая группа тренажеров КТС – это тренажерно-имитационные комплексы (ТИК), обеспечивающие моделирование и воспроизведение ситуаций, возникающих в процессе реализации таможенных операций и процедур, максимально приближенных к реальным условиям и формирующих рекомендации по действиям обучаемых в конкретных ситуациях. Такие системы обеспечивают подготовку обучаемых в следующих режимах: обучение исполнению таможенных документов, пошаговая отработка сценариев исполнения служебных обязанностей в типовых таможенных ситуациях, комплексная работа в составе структуры таможенного подразделения. Как правило, ТИК разрабатываются преподавателями для определенных разделов (тем) курсов подготовки специалистов, т.е. включают комплекс задач (вопросов) по темам раздела и пояснительный (учебный) материал по задачам (вопросам).

Ко второй группе тренажеров КТС относят адаптивные автоматизированные тренажеры (ААТ), которые обеспечивают изучение, приобретение и совершенствование практических навыков работы с программно-информационными средствами ЕАИС в процессе обучения и профессиональной подготовки специалистов таможенных органов.

Благодаря базе учебных задач и ситуаций адаптивные автоматизированные тренажеры КТС позволяют преподавателю выбрать задания для обучаемого; установить время для отработки задания; выбрать вид контроля для выполняемого задания. Список заданий определяется выбранной ААТ. При изменении ААТ задача автоматически переносится в список задач выбранной ААТ, что будет отражено на вкладке «Задания для обучаемых».

Работа на тренажерах КТС производится поэтапно: на первом этапе осуществляется теоретическое изучение технологического процесса (его особенностей) реального процесса, устройство. Это изучение может быть произведено на лекциях, самостоятельно или под руководством преподавателя; на втором этапе производится изучение работы тренажера, третий этап - выполняется непосредственная работа обучаемого (группы) на тренажере под контролем преподавателя, который определяет порядок и количество решаемых задач, производит выбор ситуаций и выделяет приоритеты технологического процесса.

Тренажеры КТС могут быть использованы преподавателем при чтении лекций как иллюстративный материал (при малочисленной аудитории).

 Так как работа обучаемого с тренажерами КПС ведется в диалоговом режиме, то наибольший эффект от использования тренажеров достигается при индивидуальном обучении.

Преимуществом использования тренажеров КТС является автоматизированная проверка действий студента. В ходе выполнения студентом заданий автоматизированная система контролирует действия учащегося без участия преподавателя, проверяя правильность выполнения задания, используя текстовые и графические подсказки. После выполнения студентом интерактивной виртуальной работы вся информация о результатах доступна преподавателю, который может в режиме реального времени контролировать успеваемость академической группы.

Благодаря комплексу учебных задач и ситуаций, включенных в тренажеры-имитаторы КТС, появляется возможность: создавать проблемных ситуаций; задавать любые необходимые параметры (при конкретной задаче, ситуации); анализировать результаты ответов обучаемых, (сопоставляя ответы студентов с данными фактического состояния объекта (системы) или данными логичного выбора параметров), вести автоматическую запись всех действий студентов, многократно использовать тренажеры с накоплением банка данных ( кто обучался, по каким темам, номера задач и оценки обучаемых).

В организации эффективного процесса обучения таможенных вузов важное место занимает использование современного обучающего оборудования, в том числе лабораторных стендов и комплексов. Их использование, как и тренажеров, дает возможность студентам на практике проверить и закрепить полученные знания. Однако, в отличие от тренажеров стенды придают процессу обучения особый смысл и интерес, позволяют реально ощутить атмосферу научного эксперимента и поиска учащимися.

Особый интерес представляют обучающие стенды по изучению специфических программных продуктов, которые имеют лицензионные и другие ограничения для установки.

В практике работы кафедры ОТК и ТСТК Владивостокского филиала РТА с 2010 года используется обучающий стенд «Электронное декларирование».

Обучающий стенд «Электронное декларирование», разработанный компания «СТМ», представляет собой инструментальную оболочку − набор программных утилит, позволяющих реализовать действия декларанта и таможнного инспектора в режиме реального времени.

Построение стенда на основе совмещения готовых программных продуктов дает возможность сформировать вспомогательную внутреннюю систему продуктивно-творческого характера, т.е. не в виде готовых подсказок, а в виде такой информации об изучаемых объектах или процессах (преимущественно в наглядной графической форме), которая побуждала бы обучаемого к размышлению и рефлексии

Обучающий стенд «Электронное декларирование», реализует два вида интерфейса.

Первый вид интерфейса выполнен на базе программы «ВЭД-Декларант». Эта программа, предназначенна для создания декларации на товары и полного пакета сопутствующих документов, необходимых для представления в таможенные органы. В интерфейсе обучающего стенда сохранены основные режимы работы и виды создаваемых документов. Работая в режиме декларанта студенты отрабатывают навыки заполнения декларации на товары (ДТ), декларации таможенной стоимости (ДТС), подготовки пакета документов для подачи в таможенный орган, передачи, открытии процедуры декларирования, если у пользователя несколько профилей (разные электронно-цифровые подписи(ЭЦП) и данные для связи настроенные в одном пользователе), нужно выбрать в появившемся списке профиль, по которому следует вести обмен с автоматизированная система таможенных органов (АСТО). Передача ДТ и прочих документов идет поэтапно, состояние процесса отправки и процедуры отображается в статусных строках − основной и дополнительной (находятся в том же диалоговом окне). Студентами отрабатываются статусы: «Отправлен запрос на открытие процедуры декларирования», «Процедура открыта», «ДТ передана в ТО», «ДТ не прошла проверку», «ДТ принята к оформлению», «Запрос на документы», « ДТ отозвана», «Обнаружено дублирование ДТ», «ДТ на оформлении», «Осуществляется досмотр», «Оформление приостановлено», «Проверка ДТ завершена», «Решение по ДТ принято».

Второй вид интерфейса выполнен на базе комплексной интегрированной систем таможенного оформления и контроля (КАСТО) программы «АИСТ-М », подсистема «Таможенное оформление».В обучающем стенде из подсистемы включает модуль: «Инспектор ОТО».

Работая с этим модулем студентами отрабатываются навыки работы с ролью «Контроль ДТ (ФЛК)». На этапе «Очередь на подачу ДТ» отрабатывается действия: прием и регистрация ДТ, проверка ДТ на форматно-логический контроль (ФЛК)), корректность заполнения, принятие ДТ в рабочую базу. На этапе «Очередь ДТ на контроле ФЛК» студентами отрабатывается: формирование запроса на документы по описи, решений о корректировке, проведении дополнительных проверок,закрытие всех ошибок и списание платежей по выпускаемой декларации.

Использование обучающего стенда «Электронное декларирование» на практических занятиях по дисциплине ИТТ строится по сценарию деловой игры, продолжительностью 8 часов. Первый этап, продолжительностью 4 часа, проведения занятия связан с подготовкой: студентов группы знакомят с технологией работы обучающего стенда со стороны декларанта и таможенного органа, отрабатывается пробный вариант работы со стендом. Второй этап предполагает деление группы на подгруппы: декларантов и таможенных инспекторов, делается привязка декларанта к инспектору, выдается пакет первичных документов. Со стороны декларантов идет формирование и подача пакета документов. Со стороны таможенных инспекторов проводиться прием, контроль, проверка и решение. По окончанию этого этапа проводится разбор действий игроков.

Использование тренажеров и стендов в учебном процессе таможенных вузов позволяет реализовать ряд функций. Прежде всего, информационно - технологическую подготовку.

Под информационно-технологической подготовкой студентов понимается искусственно созданная образовательная среда, которая максимально приближена к практической деятельности и заставляет студентов с учетом межпредметных связей формировать теоретическое мышление и профессиональные знания и умения. К основным элементам информационно-технологической подготовки студентов таможенного вуза следует отнести: создание проблемных ситуаций, связанных с решением профессиональных задач, например, отказ в регистрации ДТ; создание ситуации новизны и актуальности в процессе изучения старого материала; изучение студентами субъективно нового знания в области информационных технологий и систем. Особое значение приобретает выявление качества межпредметных связей между профильными дисциплинами, что связано с интегративно-междисциплинарным характером будущей профессиональной деятельности.

С помощью тренажеров и стендов появляется возможность систематического решения задач учебно-исследовательского характера, на­пример, контроль запретов и ограничений при ввозе товаров − исследование информации о направлениях контроля запретов и ограничений, определение классификационного кода товара, анализ описательной части 31 графы ДТ и дру­гих ситуаций.

Тренажеры и стенды (на примере стенда «Электронное декларирование») работающие в режиме реального времени, позволяют отработать навыки информационного взаимодействия таможенных инспекторов с заинтересованными лицами: участниками ВЭД, налоговыми органами, банками, правоохранительными и другими органами государственного контроля при совершении операций по таможенному контролю.

Работая в режиме реального времени студентам разрешается самостоятельно своими действиями из­менять ситуацию. В ходе решения конкретной ситуации, студент вынужден провести самооценку и осмысление имеющихся знаний и результата собственной деятельности.

Пример использования обучающего стенда «Электронное декларирование» дает возможность формировать вспомогательную внутреннюю информацию продуктивно- творческого характера, т.е. не в виде готовых подсказок, а в виде такой информации, которая побуждает студента к размышлению и рефлексии. Отсюда применение обучающих стендов позволяет реализовать организацию мотивационной деятельности студентов по формированию и синтезу новых и старых знаний и умений дисциплин профессиональной деятельности.

Однако, поскольку обучающий стенд «Электронное декларирование» создавался путем интегрирования рабочих программ, то в нем реализуется полнофункциональный сценарий действий принятый для данной технологии. Поэтому у студентов нет возможности отменить или повторить действие, получить подсказку-пояснение, и др. стенд не позволяет провести анализ действий при работе, результатов и принятия решений. Поэтому целесообразность использования данного стенда возможно только в рамках многопрофильной деловой игры.

Работая с тренажерами КТС, студент оперативно получает информацию о правильности и эффективности своих действий. Строго говоря, тренажеры КТС, выполняя обучающие функции, позволяют отрабатывать и закреплять навыки работы по отдельным действиям должностных лиц таможенных органов. В стендах, реализуемых при работе со специализированными программными продуктами такой информации студент не получает. Поэтому их рекомендуется использовать на этапах итогового контроля.

Тренажеры КТС позволяют преподавателю получать объективную количественную оценку учебной деятельности каждого студента и статистику по учебной работе всей группы. Преподаватель имеет возможность анализировать не только итоговую оценку, но и путь, по которому продвигался обучаемый в ходе решения учебной задачи. Такой анализ позволяет оказывать более дифференцированную помощь при проведении индивидуальных консультаций.

Таким образом, практика применения тренажеров и стендов в информационно-образовательной среде таможенных вузов обеспечивает решение главной задачи профессионального образования – подготовка профессионально-компетентных, мобильных, конкурентоспособных специалистов, умеющих постоянно повышать свой профессиональный уровень, моделировать процессы и результаты своей профессиональной деятельности, способных успешно регулировать внешнеэкономическую систему.

Литература

  1. Бураго В.В. Применение компьютерных имитационных моделей в качестве инструмента модернизации высшего экономического образования. Режим доступа: http:// http://www.orelgiet.ru/monah/88h.pdf. (Дата обращения: 18.05.2014).
  2. Билик В. В., Мячин Д. А., Федорова Т. Н. Виртуальная образовательная среда таможенного вуза как инструмент перехода к болонской системе образования. Режим доступа : http: //www.spbrca.ru/Chtenia/2009/1/Bilik.pdf. (Дата обращения: 18.05.2014).
  3.  Герасютина О. Воспитать профессионала, Журнал ТАМОЖНЯ № 16 [327] 2013. Режим доступа: http://customs.ru/ images/stories/press 2013/journ/16_2013_str_18.pdf. (Датаобращения: 18.05.2014).
  4.  Таланов В.Д., Демин А.М., Плетников С.Б. Модульное конструирование при разработке комплексов для наладки систем автоматического регулирования. Режим доступа: http://ispu.ru/files/str._72-75.pdf. (Дата обращения: 18.05.2014).


Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Использование передовых методов обучения в образовательном процессе таможенных вузов
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru