Коллективная форма работы при изучении литературы Урок в VIII классе по рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма»

Андреева А. Ю.
Андреева Алла Юрьевна / Andreeva Alla Yurevna – учитель русской литературы, отличник образования Кыргызской республики
Средняя общеобразовательная школа № 345 имени А.С. Пушкина, г. Москва

Аннотация: в статье рассказано о преимуществах коллективных форм работы на уроках литературы. Описывается опыт работы по изучению рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма», комментируются методы и приемы коллективной работы, и их результативность.

Abstract: the article tells about teamwork used on literature lessons. Work experience on studying Paustovsky K.G. story «Telegram»is shown, methods and tools of teamwork and their efficiency are described in the article.

Ключевые слова: поисково-исследовательская работа, нравственный потенциал, «круглый стол», идейно-тематическое содержание, художественная деталь, название, пейзаж, интерьер.

Keywords: research work, moral capacity, «round table», ideological and thematic content, artistic details, title, landscape, interior .

В своей практике я нередко использую коллективную форму работы учащихся на уроке, в частности – работу в группах. Расскажу об этом подробнее на примере одного урока, проведенного мною в VIII классе.

Урок, о котором пойдет речь, сдвоенный. Он был полностью посвящен творчеству К. Г. Паустовского. Основное время занятия мы отвели работе с рассказом «Телеграмма».

Готовясь к предстоящему уроку, я определила его цели следующим образом: содействовать углублению представлений учеников о творчестве Паустовского, о композиционных и идейно-тематических взаимосвязях рассказа, а также осознанию значимости каждой детали, каждого слова у настоящего мастера; способствовать развитию у учащихся художественного видения, выработке и закреплению у них умений и навыков, необходимых для выполнения на разных этапах урока как роли обучающих, так и роли обучаемых.

Ученикам предстояло осознать, как пагубно и трагично забвение детьми своего долга перед родителями. Необходимо оставаться человечным и сердечным и в большом и в малом, и с близкими и с чужими людьми – это должны понять воспитанники.

Коллективное обучение планируется в меняющихся по ходу урока группах. Основная ознакомительная и поисковая работа должна быть выполнена самими учащимися. А мне, учителю, предстояло руководить поиском, как бы оставаясь в стороне. Но я заготовила карточки-стимуляторы, своеобразные «путеводители» по тексту рассказа для четырех групп, или «круглых столов».

Чем привлекательны коллективные формы работы учащихся на уроке?

Уроки, на которых учащиеся коллективно осваивают новый материал, работая в небольших группах, приносят удовлетворение и мне, и моим ученикам.

При такой организации обучения вовлекаются в работу все без исключения ученики, активно подключаются к учебной деятельности даже нерадивые. Во-первых, потому что чувствуют, что поставленная задача посильна для коллективного решения. Во-вторых, потому что ученический коллектив в массе своей очень работоспособен и не поощряет «захребетников». В-третьих, наученные опытом предыдущих подобных уроков, ученики уже знают, что сегодня на уроке их ожидает момент, когда отмолчаться, отсидеться не удастся: то, о чем говорят за «круглым столом», каждому предстоит через несколько минут рассказать своим товарищам. И отметку за урок будут выставлять товарищи – его слушатели, а не только учитель, чье мнение иногда кажется подросткам чрезмерно строгим. Объективность мнения одноклассников оспаривать бывает сложнее. Достоинства и недостатки ответа они укажут достаточно тактично, но без особых «учительских» церемоний. В течение урока в роли такого «оценщика» каждый выступит трижды.

Жаль, что мы, учителя, часто недооцениваем потребность ученика в самореализации. А на таких уроках я вижу, как увлеченно, обстоятельно высказываются ребята, сколько они проявляют деловитости и собранности.

Основная доза моей учительской работы выполнена дома, при разработке стратегии урока и вопросов «путеводителей». На самом же уроке я могу заняться педагогическими наблюдениями: какова степень готовности учеников к самостоятельному анализу; какие проблемы, просчеты, были допущены мною в прошедшем периоде обучения; на что следует обратить внимание в дальнейшем.

Актуализация знаний учащихся о писателе

В форме фронтальной беседы вспоминаем, какие произведения К.Г. Паустовского мы уже знаем, что узнали о самом писателе при подготовке домашнего задания. Подытожить и проверить степень готовности, уровень запоминания можно блиц приемом – созданием кластера с ключевым словом ПАУСТОВСКИЙ. На это отводится 2-3 минуты.

Затем я перестраиваю учеников на работу по теме урока, сформулировав одну из основных проблем:

- Рассказы Паустовского отличает тонкий психологизм. Герои прозы писателя – не просто люди труда. Это те, чей духовный, душевный мир ценен и неповторим сам по себе. Вы обратили внимание на то, что рассказ «Телеграмма» написан в 1946 году - трудном, послевоенном? Официальная советская идеология культивирует в то время плакатный идеал человека – обязательно «трудоголика» и энтузиаста, для которого сугубо общественные заботы должны стоять на первом месте, далеко оттесняя все остальное. А как решает проблему общественного и личного Паустовский? Вам предстоит ответить на этот вопрос, читая и анализируя рассказ «Телеграмма».

Организация «круглых столов» - подготовка учащихся к коллективной работе

Я сообщаю ученикам, что перечитывать и анализировать рассказ «Телеграмма», делать выводы из прочитанного они будут коллективно, работая в группах. С этой целью текст рассказа мы делим на 4 части; над каждой частью учащиеся карандашом проставляют соответствующий номер.

1-я часть – от начала рассказа и кончая словами «Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота».

2-я часть – от слов «Настя работала секретарем в Союзе художников» и заканчивая словами: «… она ушла с твердым решением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безвестности».

3-я часть – от слов «Настя вернулась с Союз художников» и заканчивая словами: «Поезд стремительно мчался сквозь ночные леса, обдавая их паром и оглашая протяжным предостерегающим криком».

4-я часть – от слов «Тихон пришел на почту» до конца рассказа.

Класс делится на «четверки» (то есть группы из 4-х человек); каждый ее член получает свой номер: 1, 2, 3, 4. В таком составе учащиеся будут работать немного позже – после поисково-исследовательской работы над соответствующими частями рассказа. А сейчас все учащиеся, имеющие одинаковые номера, объединяются в новые группы – «круглые столы». Всего получается четыре «круглых стола», каждый из которых будет заниматься аналитической работой над своей частью рассказа.

Через 20 минут участники «круглых столов» вернутся в свои исходные группы, «четверки», чтобы поделиться с товарищами коллективными наблюдениями, находками, выводами и сочетать их в единое целое. Таким образом, перед каждым учеником предстанет весь рассказ, встанут все проблемы, затронутые в процессе анализа его частей.

Для каждого «круглого стола» я подготовила «путеводитель», карточку-стимулятор, чтобы, читая и анализируя свою часть рассказа, ребята не упустили наиболее значимое, ключевое. Вероятно, можно обойтись и без таких «путеводителей», целиком положившись на детскую интуицию. Но я не пускаю эту работу на самотек, потому что по опыту работы знаю: к восьмому классу навыки самостоятельного анализа художественного текста у учащихся еще слабые; видение того, какими изобразительными средствами раскрывается идейно-тематическое содержание, ограничено. Восприятие текста восьмиклассниками часто бывает поверхностным, а выводы – скоропалительными. У них еще не выработалось умение аналитического и синтетического «просвечивания» текста – для этого и нужны мои «путеводители»: помочь учащимся увидеть, не пропустить важные детали, задуматься над их смыслом.

Учеников в начале работы стоит немного притормозить от поспешного бега по тексту; задержать их внимание на ускользающих моментах: предложить вчитаться, вдуматься, остановиться на частностях – и понять, что человеческая жизнь, воссоздаваемая большим художником слова, сложна. Мастер ждет внимательного, вдумчивого читателя. Поспешный суд над героями может быть ошибочным. В жизненных (а значит и художественных!) ситуациях особенно важны психологические и «обстоятельственные» нюансы. Нередко таятся они в деталях.

П у т е в о д и т е л ь 1

(для 1-го круглого стола)

1. Какую художественно-психологическую нагрузку несет в рассказе «Телеграмма» осенний пейзаж? Обратите внимание на эпитеты.

2.Внимательно вглядитесь в детали описания дома Катерины Петровны. Попробуйте осмыслить их назначение.

3.Выскажите свое суждение о «пыльном» экземпляре старого досоветского журнала «Вестник Европы».

4.Вдумайтесь в описание картин, хранящихся в доме. Какую новую информацию о хозяйке дома извлекли вы, читая этот фрагмент.

5.Какие чувства вызвала у вас Катерина Петровна?

6.Что особенно усугубляет положение старушки?

7.Почему, на ваш взгляд, Катерина Петровна не уезжает к дочери?

8.Обратили ли вы внимание на слово «мемориальный» дом? Какой смысл вложен в это слово?

9.Что значили для Катерины Ивановны вещи, подаренные Манюшке?

10.Кому, по вашему мнению, они должны бы быть переданы?

11.Какое у вас сложилось представление о дочери Катерины Петровны?

П у т е в о д и т е л ь 2

(для 2-го «круглого стола»)

  1. «Глухое недовольство» Насти после получения письма от матери… Как вы понимаете: что это за состояние?
  2. Как раскрывается тема искусства, выдвинувшаяся на первый план с приходом Насти в мастерскую Тимофеева?
  3. Скульптор Тимофеев и его Гоголь. Что такое, по вашему мнению, настоящее искусство? Кто они, его служители?
  4. Ваши предположения о том, почему именно скульптура Гоголя особенно удалась Тимофееву? В чем секрет?
  5. Как истинный шедевр искусства действует на человека? Почему Настя так живо и болезненно отреагировала на «взгляд» Гоголя?
  6. Какое у вас сложилось представление о Насте?
  7. Почему Настя не едет к матери?
  8. Настя и Тимофеев. Как раскрывается Настя в деловой сфере?
  9. Обсудите ключевую фразу вашей части – «мысль … о внимании к человеку», почему-то повторяющуюся в каждой речи. Каково значение этой фразы в композиции и в раскрытии основной идеи рассказа?
  10. Еще раз перечитайте предложение «… как дойдет до дела, так натыкаешься на пустые глаза». Попробуйте найти в тексте композиционную увязку этих слов с дальнейшими событиями. Где вы можете вновь повторить это словосочетание?
  11. Почему, получив телеграмму, Настя комкает ее и хмурится?
  12. Способна ли Настя оценить свое поведение?
  13. Перечитайте фрагмент текста со слов «Валил водянистый снег…» до конца вашей части рассказа. Выделите ключевое слово, растопившее «замороженные» чувства Насти.
  14. Изменилось ли ваше отношение к Насте?
  15. Как вы понимаете и оцениваете «обман» Тихона и его наставление Манюшке?
  16. Почему Катерина Петровна поняла, что «телеграмма», прочитанная Тихоном, написана им, а не Настей?
  17. Для чего, по-вашему, писатель выделил молоденькую учительницу в сцене похорон Катерины Петровны?
  18. Перечитайте финал рассказа со слов «В Заборье Настя приехала на второй день после похорон» и до конца. Какое слово и какая фраза остановили ваше особое внимание? Почему? Какие чувства возникли у вас к Насте?
  19. Чему вас научила эта история?
  20.  Выскажите предположение: почему рассказ назван «Телеграмма»?
    1. Паустовский К. Г. Лавровый венок. М.: Молодая гвардия, 1985. 3-16 с.
    2. Левашова Т.Т. Пока не стало поздно. Паустовский в VIII классе. Урок по рассказу «Телеграмма»//Литература в школе. 1996. №6. 112-116 с.
    3. Гусакова Н. И. - За добро плати добром. К. Г. Паустовский в VIII классе. Урок по рассказу «Телеграмма»// Литература в школе. 1996. №6. 116-118 с.

П у т е в о д и т е л ь 3

(для 3-го «круглого стола»)

 П у т е в о д и т е л ь 4

 (для 4-го «круглого стола»)

Коллективные открытия за первым «круглым столом»

Все четыре «круглых стола» одновременно начинают работу. Прислушаемся, о чем говорят восьмиклассники за первым «круглым столом». Мой первый вывод отрадный. Анализировать пейзаж наши дети научены с начальных классов. Осенний пейзаж с выделенными учащимися эпитетами – холодный, ненастный октябрь, спутанная трава, рыхлые тучи, назойливый дождь, бесприютная ночь, озябший клен, - воспринимается всеми как психологический.

Торопливо, «внахлест» звучащие с разных сторон высказывания учеников вылетают с подтекстом – это совершенно очевидно:

- Атмосфера унылая, промозглая, зябкая…

- Нагнетается неуютное, прощальное настроение…

- Это настрой читателя на минорный лад…

- Подчеркивается заброшенность, одиночество старушки…

Но вот оно – очередное маленькое открытие! Все вслушиваемся в цитируемые ученицей слова: «Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю…» Что выдаст девочка по поводу этой лирической метафоры? «Прошивают» эту цитату глазами и товарищи, словно увидели впервые…

- Почему позабытые звезды? Почему они смотрят на землю пронзительно?- рассуждает ученица.- Может быть, позабытые старой слепой женщиной? Она их не видит, - ее первое предположение.

- Мне кажется, что Катерина Петровна не видит звезды по другой причине: заботы пригнули ее голову к земле, - мнение другого ученика.

А вот звучат слова поэтической натуры:

- Звезды всегда олицетворяют что-то высокое, красивое, далекое… А сейчас они пронзительной болью напоминают старой женщине о чем-то далеком и прекрасном.

- Возможно, не о чем-то, а о ком-то? Она ждет дочь, - поправляет сосед.

- И сердце ее пронзила надежда – вдруг дочь вспомнила, приехала,- продолжается раздумье над образной строкой. – Но звезды высоко…

И совсем для меня неожиданно завершает начатую мысль ученик:

- Перед Катериной Петровной уже давно не звезды, а «керосиновый ночник вздрагивал» слабым огнем.

И я вместе с детьми думаю уже их образами: земная быль и «звездная болезнь»… Отдалившиеся мать и дочь…

Потом наперебой называются детали интерьера: немытые окна, застоявшийся воздух, продавленный диван, мышка, нечищеный самовар, пожелтевшие чашки на столе…

- Обобщим сказанное! - берет на себя руководство лидер группы.

При коллективной работе лидер выделяется довольно скоро. Необходимость навести хоть какой-то порядок в хаотично звучащих репликах побуждает одного из участников беседы взять на себя роль руководителя.

- В доме все очень старенькое, неухоженное, - естественно напрашивающееся обобщение.

- В доме – запустенье. Старушка уже не в силах мыть и чистить. Явно нуждается в заботе, - делает вывод из прочитанного ученица.

- Да и вообще она потеряла интерес к жизни. Нуждается в общении с родными, - несколько иное понимание текста.

- Заметьте, что чашки не убираются со стола, словно они вместе со старенькой хозяйкой ждут кого-то к чаю.

Так логически выстраиваются, выплывают одна за другой мысли.

- Какие будут предположения о «Вестнике Европы»? – следуя моему «путеводителю» ускоряет ход обсуждения лидер группы и уже по нашему – учительскому – образцу снова и снова «пытает» собеседников:

- Он пыльный, как в архиве.

- Это и есть домашний архив.

- Давно не читан. Хозяйка почти слепа.

- Почему не выброшен?

- Какая-то ценность для хозяйки.

- Какая?

- Это, наверно, память о времени ее молодости, когда ей еще доступны были такие журналы, читались ею.

- В них живет другая эпоха, ставшая уже историей. Такие журналы могут быть интересны любознательным людям, ученым.

- Думаете, это ее интересует?

- Без сомненья. И дом, и картины, и журналы она хранит не для себя.

- Да она и сама – свидетельница тех событий, о которых наверняка упоминается в тех журналах: хотя бы о похоронах Гюго, которые видела сама Катерина Петровна в Париже.

- Спасибо – натолкнул на мысль! Журнал называется «Вестник Европы», то есть он европейского масштаба. Кругозор Катерины Петровны широк!

- Может быть, там что-то напечатано об ее отце…

А вот совершенно другой взгляд на завалявшиеся в заборьевском доме журналы и причины их хранения:

- Возможно, что журналы хранятся из чисто интеллигентского, благоговейного отношения к печатной продукции, не допускающего кощунственного их уничтожения.

Вполне резонный вопрос: как при таком многообразии точек зрения выделить верную? Какую из них участники обсуждения должны донести потом до своих собеседников в «четверке»? Может быть, наиболее близкую и понятную восприятию конкретного участника «круглого стола»? Но если он способен удержать в памяти множество высказанных в ходе обсуждения версий, то уместно познакомить своих товарищей с разными предположениями и точками зрения. Считаю, что в с е версии имеют право на существование. Они дополняют и углубляют друг друга, приближают читателя к авторской концепции. Рассматривают ее под разными углами зрения.

Следующий вопрос – о картинах – не вызывает споров и противоречий. Учащиеся понимают, что этот дом с постаревшими картинами – едва ли не единственный культурный центр Заборья. Картины – культурные ценности прошлого века. Катерина Петровна бережно хранит отцовское наследие. Люди, жившие в этом доме, знают ценность шедевров.

- Эскиз Крамского – в золотой рамке! – подмечают наблюдательные.

Потом ученики проясняют свое отношение к Катерине Петровне. Естественно, детям жалко ее, немощную, брошенную. Но тут же заговаривают об уважении к ней.

- За что?

- За вежливость, доброту, умение быть благодарной соседской заботе о ней.

- За умение стойко переживать свое одиночество.

- За умение понять дочь.

- За интеллигентность, за ее чувство ответственности перед прошлыми и будущими поколениями, за самоотверженное желание сохранить культурные ценности, находящиеся в ее доме.

- За историческую памятливость.

Первые высказывания участников «круглого стола» о том, что особенно усугубляет положение Катерины Петровны, фиксируют то, что на виду: три года нет рядом дочери. Нет родных…

-Нашел ответ!- возглас ученика, очередной раз просматривающего текст. – Нет не просто родных, а нет духовно близких людей! Читайте: «А в селе … не было никого, с кем бы можно было поговорить о картинах, о петербургской жизни…». Духовное одиночество – особо страшная беда.

Следующий вопрос: почему старушка не уезжает в Насте?- вероятно, возник бы даже без «путеводителя».

- Возможно, дочь и не зовет ее.

- Не хочет расставаться с местами, где даже деревья напоминают ей о счастливом времени.

- Из-за чувства гордости и тактичности. Читаем в тексте: «Знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, молодых, свое счастье. Лучше не мешать».

Как мне и мечталось при составлении карточек-стимуляторов, разговор сам собой от вопроса к вопросу становится стройнее, логически сцепляется. Мысли детей из чисто нравственно-бытовой сферы естественно перетекают в сферу и других, не менее высоких дум и общественно значимых проблем: например, об ответственности поколений за сохранение культуры, ее памятников.

- Думаю, главное, что держит здесь Катерину Петровну, - это долг, - включается в беседу ученик, прочитавший следующий вопрос «путеводителя» о «мемориальном» доме.- Долг последней хранительницы «мемориального» дома. Он выстроен ее отцом, известным художником, достойным человеком, уважаемым людьми. Судьба дома, картин тревожит старушку больше, чем ее житейская доля.

- Почему все же слово «мемориальный» взято в кавычки?- задумывается ученик.

- Возможно, потому, что слово из лексикона этой интеллигентной старушки.

- Слово закавычено потому, что на самом деле дом таковым не является. Посмотрите на контекст: охрана областного музея явно формальная. Картины не реставрируются. Разве так увековечивают? – горячится собеседник.

- Правильно,- соглашаются с ним. – Лишь Катерина Петровна помнит об этом.

Вопрос о том, что значили для Катерины Петровны вещи, подаренные Манюшке, оговаривается бегло: эти вещи не имеют никакой материальной ценности. Перчатки, страусовые перья, шляпка – атрибуты ушедшей изящной эпохи, - очень личные вещи. Отданные соседской девчушке, они – знак признательности старушки.

- И знак того, что больше хранить их не имеет смысла… Не для кого, - вносит печальную нотку одна из учениц.

- Оценить их, сохранить как память о матери должна была, разумеется, Настя, - почти хором утверждают ученики.

И тут же новый всплеск разворачивающейся мысли.

- И не только эти милые сентиментальные безделушки, но и дедовское наследие должна была хранить и беречь тоже Настя. Тем более что она решила посвятить себя искусству. Разбирается в нем. А поехала за семь верст… Что имеем - не храним. Она в каком-то смысле разрывает связь с семейными традициями.

Приговор Насте ученики выносят бескомпромиссный: бездушная, холодная. Правда, звучат и робкие сомнения - в защиту девушки:

- Она же регулярно шлет переводы…

- Ей даже письмо некогда написать…

- Занятость – отговорка!

- Переводы – как подачка!

Да, таков ребячий, жесткий суд над деловой ленинградкой – в начале урока. Потом, в конце урока, их суждения станут мягче. Когда будет обдумано многое, придет понимание того, что Настино забвение человеческих ценностей, явное смещение последних – преобладание служебного долга, карьеры – произошло от девичьего эгоизма, по некоторой безалаберности, по молодости: мол, еще успеется, есть дела поважнее… И она вовсе не бессердечная, вовсе не «сорока». Споткнуться на том, на чем споткнулась Настя, могут, пожалуй, многие. Это не исключительный, хотя и очень горький, грех. Это поймут дети в конце урока.

Вот такой заинтересованный разговор всего лишь на материале одной части текста рассказа Паустовского состоялся за первым «круглым столом». Совместные наблюдения, находки и выводы его участники понесут в исходную «четверку» и первыми начнут анализ рассказа.

Некоторые мысли других «круглых столов»

За соседним «круглым столом» разговор идет не менее интересный, временами даже более серьезный, философичный. Дело в том, что нравственные проблемы рассказа Паустовского «Телеграмма» по ходу развития сюжета осложняются темой искусства, выдвинувшейся на первый план с приходом Насти к Тимофееву.

Вот, например, как происходит осмысление «выпрямляющей» силы искусства участниками второго «круглого стола». Отвечая на вопрос «путеводителя»: почему Настя так болезненно отреагировала на «взгляд» Гоголя – ученики, обобщая разные точки зрения, останавливаются на следующем выводе: Настя, выросшая среди картин, - чуткий к искусству человек. Оно всегда было частью ее жизни. А сейчас такой момент, когда что-то тяготит и тревожит ее совесть. Черствость по отношению к матери – бремя, давящее ее.

А вот за четвертым «круглым столом» высказываются догадки о том, почему Паустовский назвал свой рассказ «Телеграмма», какой смысл в это вложен, и как это связано с сюжетом и идеей произведения. В ходе рассуждения учащиеся выделяют три аспекта идейно-образной значимости мотива телеграммы:

- телеграмма от Насти так и не пришла. За этим фактом – трагическое последнее, предсмертное, несбывшееся ожидание матери;

- через другую телеграмму, написанную топорным мужицким языком, высветилась добрая, отзывчивая душа простого человека – Тихона;

- а через бессердечно скомканную Настей телеграмму от Тихона приближается к девушке страшная непоправимая трагедия.

От анализа частей рассказа – к синтезу и обобщению

Работа «круглых столов» завершается. Их участники возвращаются в свои исходные группы – «четверки». Каждый ученик сообщает товарищам важные выводы по той части рассказа Паустовского, которая анализировалась за его «круглым столом». Так выстраивается обобщенная картина восприятия всего произведения. Последним вопросом, обсуждаемым во всех «четверках», оказывается вопрос об идейно-образной значимости названия рассказа.

Я объединяю работу всех групп учащихся психологическим тестом:

- Какие ассоциации вызывает у вас слово телеграмма? Какие слова при этом приходят в голову первыми?

В ответах восьмиклассников чаще всего повторяются такие слова, как Срочно! Скорее! Быстро! Важно! Поздравляем! Спешите! Беда…

Так, все вместе, мы приходим к заключению: история, рассказанная Паустовским, телеграфной строкой стучится в наши сердца: спешите делать добро, не упустите – за повседневной суетой – главного!

Последний всплеск чувств – поэтический

Теперь, когда растревожены не только мысль, но и чувства читателей, можно завершить урок на лирической волне. Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Е. Рывиной.

Спеши. Не жди удара грома.

Пока он жив и ты жива, -

Не медли говорить другому

Любви и нежности слова!

Не бойся, торопись с признаньем

И не страшись непониманья, -

Живому можно объяснить.

Живой поймет. Живому надо.

Пока последней нет преграды,

Пока дрожит земная нить.

Будь осуждений мелких шире,

Не бойся в чем-то прогадать,

Но бойся только в целом мире

Одной лишь вещи - опоздать.

Но бойся губ, сомкнутых силой,

Признаний, брошенных во тьму,

И поздних слов перед могилой,

Совсем ненужных. Никому!

Больше ни о чем говорить, вероятно, уже не стоит. Сказано достаточно. Последний эмоциональный всплеск, надеюсь, вызван.

Вернемся к прочитанному

Дома рекомендуется прочитать из книги К. Паустовского «Золотая роза» главу «Зарубки на сердце». Следует обратить внимание на то, какие факты подлинной истории вошли в новеллу «Телеграмма», а какие – нет. Что явилось плодом авторского вымысла? Ученики должны подумать и высказать свои предположения: как жизненный материал перерабатывается в художественный?

Литература

  1. Паустовский К. Г. Лавровый венок. М.: Молодая гвардия, 1985. 3-16 с.
  2. Левашова Т.Т. Пока не стало поздно. Паустовский в VIII классе. Урок по рассказу «Телеграмма»//Литература в школе. 1996. №6. 112-116 с.
  3. Гусакова Н. И. - За добро плати добром. К. Г. Паустовский в VIII классе. Урок по рассказу «Телеграмма»// Литература в школе. 1996. №6. 116-118 с.


Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Коллективная форма работы при изучении литературы Урок в VIII классе по рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма»
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru