Культурологическая теория медиаобразования в британском варианте*

Михалева Галина Викторовна, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования, Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова, кафедра английского языка, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, г.Таганрог

 *Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ «Стратегии современного британского медиаобразования и его влияние на российскую медиапедагогику», проект № 13-36-01001. Руководитель проекта – И.В. Челышева.

В основе современного медиаобразования в Велико­британии лежит культурологическая парадигма (Cultural Studies Approach),  которую разработали британские эксперты Д. Букингэм, К. Бэзэлгэт и Э. Харт. Теоретическая база данного подхода – «культурологическая» теория медиа Бирмингемской научной школы (C.Холл и др.) и «диалоговая концепция» медиакультуры  М. Бубера. Согласно данной парадигме, медиа предоставляют возможность для интерактивного взаимодействия медиа и зрительской аудитории, т.к. зрители активно воспринимают информацию медиа, самостоятельно анализируют и оценивают ее, вкладывая личностные смыслы в воспринимаемые медиатексты. Отсюда цель медиаобразования в контексте данной концепции – помочь учащимся понять, как медиаконтент может обогатить восприятие и знания медийной аудитории. На практике это выражается в анализе медиатекстов на основе «ключевых понятий» медиаобразования.

Согласно этой медиаобразовательной теории, медиа  – скорее предлагают, чем навязывают интерпретацию медиатекстов. Отсюда совершенно неправомерно считать школьную зрительскую аудиторию пассивной массой, легко поддающейся влиянию медиа. Размышляя о тесной взаимосвязи медиатекста и аудитории, британский эксперт Э. Харт пришел к выводу, что тексты нуждаются в аудитории, чтобы реализовать свое потенциальное содержание; более того, он утверждал, что «смысл заложен не столько в самом тексте, сколько в его чтении».

Последователи «культурологической» парадигмы перенесли акцент на лич­ность учащегося и стали опираться на имеющиеся у него знания и опыт в области медиа, т.е. на развитие медиакультуры детско-молодежной аудитории. Здесь на первый план выходит не доминирование интересов масс-медиа, а желания и предпочтения зрительской аудитории, что в значительной степени влияет на формирование здоровой медийной конкуренции вещательных компаний, которые стремятся завоевать внимание публики и расши­рить круг собственной постоянной зрительской аудитории.

Большой вклад в развитие медиапрактики (в контексте «культурологической парадигмы» медиаобразования) внес известный британский медиаэксперт Дэвид Букингэм, – автор многочисленных статей и книг по проблемам медиаобразования. Один из признанных мировых лидеров в области медиаобразования.

Еще в 1987 году Д. Букингэм в своей статье «Теория и практика медиаобразования» настаивал на том, что медиапрактика должна стать для детей и молодежи «формой самовыражения» в опоре на «потенциал, предлагаемый медийными технологиями для индивидуального и группового творчества», и в этом контексте медиаобразовательная практика превращается в «средство общественного развития, способствующего демократизации местной политики и самих медиа» [1, p.63].

Кроме того, Д. Букингэм поднимает ряд актуальных проблем, связанных с практикой медиаобразования: проблемы оценивания, интеграции медиаобразования с дисциплинами учебного плана, соотношения теории и практики на медиаобразовательных занятиях и др.

Д. Букингэм выступал против чрезмерной теоретизации школьного медиаобразования (речь идет о методе «критического чтения» медиатекстов Л. Мастермана): «исключительный упор на критический анализ таит в себе реальную опасность, т.к. он направлен на разбор («деконструкцию») доминирующих форм масс-медиа, и вместе с тем не способен мотивировать детей развивать и изучать их собственную позицию» [1, p.66]. Большая заслуга Д. Букингэма заключается также в том, что он впервые попытался переключить внимание педагогов на аудиторию: «это чувство аудитории чрезвычайно важно в практической работе, и, тем не менее, очень часто игнорируется» [1, p.67].

Теория «диалогового» миропонимания М. Бубера наложила определенный отпечаток на понимание характера взаимодействия медиа и аудитории британскими педагогами: «значение больше не рассматривается как нечто свойственное текстам, но как результат взаимодейст­вия текста и читателя» [2, p.10]. Более того, «власть медиа» – не собственность медиапромышленников, а нестабильная и противоречивая взаимосвязь (взаимоотношение) авторов медиатекстов, текстов и аудиторий» [3, p.30]. Отсюда в центре внимания медиаобразования – медийная аудитория, а медийное производство – это «не агент правящего класса, а как институт, чья власть весьма сомнительна, и принципиально зависит от одобрения аудитории» [2, p. 10].



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Культурологическая теория медиаобразования в британском варианте*
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru