Общекультурные компетенции будущих юристов как условие формирования гражданственности

Лепшокова М.А
Лепшокова Марина Аликовна / Lepshokova Marina Alikovna - факультет теории и методики профессионального образования, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук
Карачаево-Черкесский государственный университет, г. Карачаевск

Аннотация: статья раскрывает достаточно актуальную проблему в современном образовании, которая обуславливается недостаточной правовой подготовкой студентов-юристов, неправильное понимание ими понятия «гражданственности».

Ключевые слова: правовое обучение, гражданственность, закон, нравственность.                   

Keywords: legal education, citizenship, law, morality.

В современных условиях, формирование общекультурной компетентности студентов приобретает особую актуальность, так как в настоящее время компетенция и компетентность становятся основными критериями для современного подхода к образованию, потому что общество требует подготовки грамотных специалистов своей профессии.

В широком смысле слова под компетенцией понимают общую способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены посредством обучения, основанное на самостоятельном участии личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность.

По мнению многих исследователей, компетентность − это способность к решению задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности.

Например, А.В. Хуторской дает следующие определения компетентности:

1. компетентность − уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере;

2. компетентность − владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Таким образом, одним из важных вопросов в проблеме компетентности является определение и измерение уровня общекультурной компетентности студентов, будущих юристов, так как от этого зависит степень формирования гражданственности.

Считается, что формирование гражданственности в учебных заведениях является одной из наиболее сложных сфер, так как в ней формируются как определенные идеалы и принципы, так и становление необходимых личностных качеств студентов, которые осуществляются посредством гражданского воспитания, что определяется необходимостью развития общекультурных компетенций.

Под общекультурной компетенцией понимается стремление к развитию своих познаний в сфере культуры и науки, а так же способность повышать свой профессиональный уровень и определять основные цели и методы своей профессиональной деятельности. Общекультурные компетенции студентов должны решаться комплексно как общей системой образования, так и в рамках конкретного учебного заведения.

Для будущих юристов рост интеллектуального и общекультурного уровня позволяет значительно повысить степень их профессионализма, способности находить компромисс и умение работать с аудиторией, владеть определенным набором знаний и умений.

Компетентность будущих юристов во многом зависит от уровня профессионального образования, которое должно быть направлено на теоретическую подготовку для профессионального осуществления своей деятельности.

 Таким образом, для формирования гражданственности будущих юристов посредством развития у них общекультурных компетенций необходим комплексный подход, который должен включать:

1.Развитие индивидуальных способностей студентов;

2.Формирование нравственных ценностей;

3.Усвоение знаний по юриспруденции.

Для развития индивидуальных способностей студентов необходим профессиональный подход преподавателей, которые должны найти наиболее оптимальные методы преподавания, направленные на формирование общекультурных компетенций.

Формирование нравственных ценностей является одной из важнейших задач воспитания. Нравственные ценности определяют человечность, гуманизм студентов, без которых формирование гражданственности невозможно, а эти качества особенно важны для будущих юристов.

И, наконец, для формирования гражданственности будущих юристов необходимым условием является усвоение знаний по специальности и способность применять на практике свои знания и умения, то есть студенты должны осознавать значимость своей будущей профессии, владеть культурой мышления, необходимой информацией и способностью использовать основные положения при решении социальных и профессиональных задач.

Еще одним важным моментом является то, что формирование гражданственности должно проходить наряду с социальным воспитанием и социальным развитием личности.

Главная цель социального воспитания и социального развития в формировании студента, готового к выполнению профессиональных и общественных функций личности и гражданина.

Результатом этого процесса является обретение студентами общекультурных и гражданских компетенций соответствующих требованиям общества: это их желание и способность анализировать социально значимые проблемы; соблюдение Конституции и законов Российской Федерации; уважительное отношение к культурным традициям, готовность проявлять толерантность; готовность соблюдать нравственные обязательства по отношению к человеку, обществу и окружающей среде и др.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что формирование гражданственности будущих юристов невозможно без усвоения ими общекультурных компетенций, таких как:

Уважение к праву и закону;

Способность грамотно исполнять свои профессиональные обязанности;

Знать и соблюдать этические принципы юриста;

Проявлять нетерпимое отношение к несправедливости;

Соблюдение норм права;

Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

Способность логически верно, аргументировано и ясно строить письменную и устную речь.

В приведенных общекультурных компетенциях подчеркиваются следующие характеристики:

1. максимальное использование способностей, для осуществления профессиональной деятельности;

2. овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности;

3. сотрудничество с коллегами;

4. грамотное сочетание знаний оптимальных для выполнения профессиональной трудовой деятельности;

5. практическая направленность своей деятельности;

Все перечисленные общекультурные компетенции можно с полным основанием отнести и к гражданским компетенциям. Исходя из вышесказанного можно с полной уверенностью указать на то, что основным условием формирования гражданственности будущих юристов является грамотно построенный педагогический процесс, в ходе которого определяются общекультурные компетенции.

Безусловно, компетентностный подход является одним из основных критериев для формирования гражданственности. В данном случае можно сделать следующие важные выводы:

1.Формирование гражданственности студентов не может быть без опоры на общекультурную компетентность.

2.Развитие общекультрного компетентностного подхода не может осуществляться без обретения гражданских ценностей, включающих в себя определенные идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию;

3. Эффективному формированию общекультурной компетентности студентов - будущих юристов способствуют как педагогические условия обучения, так и самоподготовка;

4.Общекультурная компетентность студента является важной личностной и профессиональной характеристикой, несформированность общекультурной компетентности тормозит личностный рост студентов и влияет на эффективность всего образовательного процесса.

Литература

  1. Зимняя И. А. Ключевые компетентности – новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. №5, 2003. с. 34-42.
  2. Зимняя И. А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования. [Текст] / И. А. Зимняя // Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций».  М., 2005. с. 10-19.
  3.  Мудрик А.В. Введние в социальную педагогику [Текст] / А.В. Мудрик. Пенза: ИПК и ПРО,1994 174с.
  4. Современный словарь по общественным наукам [Текст] М.: ЭКСМО, 2007-526.
  5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm. (Дата обращения: 28.08.2014).
  6. Шиянов Е. Н. Педагогика: общая теория образования. Ставрополь: СКСИ, 2007.  636 с.


Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Общекультурные компетенции будущих юристов как условие формирования гражданственности
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru