Общественное сознание в Англии второй половины XVII – первой половины XVIII веков |
Страница 1 из 2 Процышина Яна Юрьевна, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, аспирант, г.Санкт-Петербург В XVII веке Европа вступает в новую фазу экономического, социального и культурного развития. Постепенно утверждается господство буржуазных отношений. Социальное развитие европейских стран приобрело к этому времени неравномерный характер: Франция переживает расцвет абсолютизма, в Голландии буржуазные отношения уже полностью торжествуют, а Англия идет дорогой к буржуазной революции. Совершенно естественно, что в таких условиях все более яркими становятся национальные особенности всей духовной жизни – и философской, и художественной, и научной – основных европейских стран. В результате этого развитие эстетической мысли второй половины XVII века – первой половины XVIII века необходимо рассматривать в каждой европейской стране поочередно и выявлять особенности, свойственные всем ее национальным ветвям. Такая дробность общей картины не исключала того, что социальное развитие данного периода в Европе сохраняло и наращивало черты, характерные для всего западноевропейского мира: крепли культурные связи, активизировался обмен информацией и взаимных влияний. Обращаясь к характеристике общественного сознания этого времени, следует отметить, что оно резко отличается от ренессансного, так как фиксирует острую внутреннюю противоречивость любой ситуации, к которой оно прикасается. В XVII веке господствующим в странах Европы становится новый тип мироощущения, для которого бытие является не чем-то застывшим и неизменным, а динамичным, открытым для всевозможных изменений, превращений и столкновений. Далеко не случайно широкое развитие в середине XVII столетия драматического искусства во Франции и в Англии, и не случайно то, что популярной стилевой формой среди европейских стран является барокко, противопоставлявшее гармонически успокоенной картине бытия, созданной искусством Возрождения, картину бурного, смятенного, драматически взбудораженного мира. Поскольку в искусстве XVII века мы сталкиваемся со стилевой неоднородностью, то барокко можно признать одним из нескольких главных стилевых течений. Но, в Великобритании данный стиль не проявился в чистом виде, его элементы переплелись с элементами классицизма. По справедливому заключению Б.Р.Виппера, в XVII веке начинается новый этап в развитии европейского искусства, когда стили возникают один рядом с другим почти одновременно, как бы борясь, и в то же время переплетаясь с друг другом. Именно таким образом возникли и переплелись классицизм и барокко в Англии. Следует отметить, что соотношение стилевых форм в разных европейских странах оказывалось весьма различным. Это объясняется широтой и силой соответствующего направления художественной практики в той или иной стране. Именно поэтому эстетика классицизма стала господствующей доктриной во Франции и Англии, а эстетика барокко получила широкое распространение в Италии. Немалое значение имела мера общего «вкуса к теории», характерная для той или иной страны. С этим и связано широкое развитие теории классицизма в Англии, первые признаки которой уже замечаются в творчестве и в эстетических взглядах младшего современника Шекспира, английского драматурга Бенжамина Джонсона (Benjamin Jonson). Наиболее ярко классицизм в искусстве и теории был представлен Джоном Драйденом (John Dryden) – крупнейшим английским поэтом второй половины XVII века, предвосхитившим некоторые идеи Просвещения, например, элементы исторического взгляда на искусство. Выдающийся критик XVIII столетия Сэмуэл Джонсон (Samuel Johnson) в своем «Предисловии к Шекспиру» писал, что «искусство – воспроизведение жизни, но не единичных индивидуальных фактов, а ее общих универсальных черт». Подобно французским просветителям, он тем самым признает рациональность правил в искусстве, если они используются не догматически, а для создания художественного впечатления и проведения автором своей идеи. Джонсон допускает возможность для гения отходить от них. Таким образом, классицизм в Англии никогда не вписывался в жесткую схему и отличался чертами, позволяющими ему вступать в синтез с другими художественными направлениями. |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.