Особенности формирования исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

 Онтужева Татьяна Александровна – воспитатель,

МБДОУ комбинированного вида детский сад «Лукоморье»

 

Аннотация: одним из наиболее актуальных направлений поисков, как педагогической науки, так и всего педагогического процесса современного дошкольного образовательного учреждения, выступает потребность в развитии познавательной активности формирующейся личности, потому что именно в ней содержатся истоки многих проблем: формирование познавательных интересов, развитие самостоятельности, умственных способностей, привития умения учиться, воспитание инициативности, целенаправленности, творчества.

Ключевые слова: познавательная активность, исследовательская деятельность.

 

Одним из важнейших условий решения задач формирования исследовательской деятельности, является организация развивающей предметной среды, способствующей развитию активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться. При проведении непосредственно-образовательной деятельности изучаемые предметы и явления должны быть видимы и ощущаемы, дети должны производить действия с изучаемым предметом или наблюдать изучаемое явление.

При выполнении этих требований внимание детей окажется сосредоточенным на объекте изучения.

Опираясь на повседневный опыт старших дошкольников, их можно знакомить с такими физическими явлениями, как воздух и его простейшие свойства; тепловые явления; превращение твердых тел в жидкие, жидких - в парообразные и т. д.

Ознакомление с физическими явлениями дает наиболее оптимальные результаты только при целенаправленном оперировании ребенком предметами изучения, т. е. при постановке простейшего физического эксперимента. В процессе такого эксперимента внимание ребенка акцентируется на изучаемом физическом свойстве. Это приводит к приобретению навыка строго выполнять указания воспитателя, к овладению новыми средствами усвоения знаний и умений. Особенно важно, что в процессе исследования ребенок приучается самостоятельно анализировать явление, находить его причину и производить простейшие умозаключения [1, c. 36].

При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива в процессе экспериментов переходит в руки детей. Дети, стоящие на пороге шести лет, должны постоянно обращаться к педагогу с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…». Педагог не должен навязывать своих советов и рекомендаций, а ждать, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу дает ответ в готовом виде, а старается «разбудить» самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к исследовательской деятельности и сформирована культура работы [2, с.5].

В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов.

При проведении исследовательской деятельности работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на всю исследовательскую деятельность и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Особенности формирования исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru