Подготовка рабочих и инженерно-технических кадров в 1920-1930-е годы как элемент советской молодежной политики

Билим Наталья Николаевна, Хабаровский пограничный институт федеральной службы безопасности России, кандидат исторических наук, г.Хабаровск

      Одной из основных задач молодого Советского государства было создание современного промышленного производства. Для ее решения кроме заводов, станков и прочего необходимы были  квалифицированные рабочие, техники, инженеры.  Прежде всего, из числа молодежи как самой активной и мобильной части общества. Молодые люди, не имея груза прошлого, быстрее откликались на все новое.

       В 1920-1930-е годы в СССР создается государственная система профессионально-технического образования. Прошедший в апреле 1923 года XII съезд РКП (б), отметил необходимость воспитания «нового коммунистического поколения квалифицированных и классово-сознательных рабочих…» [1]. А для этого требовалась систематическая работа по овладению молодыми людьми  наукой и техникой. Только тогда страна могла получить новые кадры «…действительно красных техников<…>, профессионалов» [1]. Решение этой задачи и  было связано с  широким распространением школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Они, готовя «квалифицированного и классово-сознательного рабочего,…выполняют важнейшую роль в деле воспитания рядов передового промышленного пролетариата» [1]. А для этого нужна была государственная поддержка, и моральная, и материальная, сети школ фабзавуча, напрямую связанных с производством, усиление воспитательной и, прежде всего, политической работы [1]. Эти школы призваны были ликвидировать малограмотность  тех подростков, которые вынуждены были, по разным причинам, трудиться. В  них также учились дети рабочих, которые не могли продолжить, в большинстве своём, обучение в школах II ступени. Здесь же они получали образование и денежное содержание, оказывая помощь своим семьям.

      До 1925 года в стране действовало множество ведомственных положений, регламентировавших профессиональную подготовку молодежи. В 1925 году вышло постановление СНК РСФСР, которым вводилось «Положение о школах рабочих подростков». В документе была определена главная цель: подготовка квалифицированных рабочих «…для поднятия промышленности на высшую ступень»[2]. Указывались и конечные результаты обучения подростков: «…а. практические навыки в данной производительной деятельности; б. специальные и общеобразовательные знания; а также в. общественно-политические знания и навыки, необходимые для сознательного участия квалифицированного рабочего в социалистическом строительстве страны»[2]. В зависимости от потребностей конкретного производства школы готовили либо квалифицированных рабочих, либо рабочих с невысокой квалификацией и подсобных рабочих.

       С учетом изменений, происшедших в стране: появление новых предприятий, усложнение производства, изменение вследствие этого структуры рабочего класса СССР – модернизируется и система подготовки квалифицированных рабочих. XIII Всероссийский съезд Советов (16 апреля 1927 г.) принял постановление «Об общем состоянии народного просвещения в РСФСР». В разделе «Профессиональное образование» были определены первоочередные задачи в этой сфере. Так как профессиональное образование теснее всего было связано с задачами индустриализации, то следовало с него начинать, и наряду с начальным образованием, привлекать к этому внимание государства и общества [2]. Вместе с тем, требовалось развитие не только профессионально-технического образования, но и среднего, и высшего. На съезде  обратили внимание на то, что вузы страны еще далеки от того уровня, который бы обеспечивал нормальную работу высшей школы [2]. Необходимо было активнее привлекать в них рабочих и крестьян. При этом подчеркивалось большое значение рабочих факультетов, поскольку уровень и качество знаний большинства молодых людей  не позволяли им поступить в высшие учебные заведения, а главное − учиться в них. Поддержка рабоче-крестьянского студенчества выдвигалась в качестве приоритетной задачи [2]. Было отмечено заметное повышение образовательного уровня советской молодежи. В 1925/26 учебном году только 16,3 % учащихся школ ФЗУ не имели образования в объеме  школы 1 ступени (для детей с 8 до 12 лет). Тогда как в 1922 году  уровень образования большинства учащихся был лишь в объеме двух классов [3].

      Быстрое развитие промышленности повлекло изменение в подготовке молодых рабочих. В марте 1927 года  Наркомат Просвещения (НКП) РСФСР принял документ,  который  предлагал вернуться к курсовой системе, которая существовала в первые годы Советской власти. Выделялось три основных типа: курсы предварительной квалификации для вновь пришедших рабочих (обучение от 6 месяцев до года); курсы повышения квалификации рабочих (обучение от 1 года до 2 лет); курсы мастеров [4]. Кроме чисто технических изменений в профессионально-техническом образовании молодёжи менялись методы и содержание обучения. Были разработаны новые учебные планы для школ ФЗУ [4].



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Подготовка рабочих и инженерно-технических кадров в 1920-1930-е годы как элемент советской молодежной политики
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru