Пользование виртуальной социальной сетью как повседневная практика учащейся молодежи

Волкодав А.Н
Волкодав Анастасия Николаевна / VolkodavAnastasiyaNikolaevna - факультет истории, социологии и международных отношений, студент «Социология социальных изменений».
Кубанский государственный университет,
г. Краснодар

Аннотация: актуальность темы обусловлена высокой практической важностью комплексного анализа виртуальной сети как повседневной практики учащейся молодежи. Виртуальная социальная сеть является неформализованным пространством общения, которое служит как инструментом в деле реализации конкретных задач, так и пространством, в котором генерируются новые социально одобряемые коды поведения.

Ключевые слова: виртуальность, социальные сети, молодежь, повседневные практики, коммуникации.

Keywords: virtuality, social networks, youth, daily practicians, communications.

Кроме многообразия бытовых и случайных контактов, взаимодействия в рамках института высшего образования, института труда и других социальных институтов, современный человек в возрасте от 17 до 24 лет ежедневно проводит несколько серий виртуального общения, а иногда и творческой, предпринимательской или организационной деятельности в виртуальной социальной сети. Респонденты, принявшие участие в проведенном в г.Краснодаре исследовании, основанном на глубинном интервью типичных представителей учащейся молодежи, отметили, что немаловажным для них в пользовании виртуальной социальной сетью является возможность поддерживать контакт с однокурсниками, получать важную информацию, то есть коммуникативная функция, способствующая процессу обучения.

Пользование социальной сетью можно назвать емким словом «практика», ведь оно в некотором роде нормировано: требует авторизации, определенного формата поведения. Предполагает проведение условно виртуальных акций «входа», «выхода», «перехода» с сайта на сайт [4]. На социальные сети распространяется тенденция, отмеченная Д.В.Ивановым [1], тенденция «овеществления» виртуального пространства. Еще десятилетие назад, в период массового распространения персональных компьютеров, Интернет был местом обмена преимущественно текстовой информацией. Существующие виртуальные социальные сети объединили в себе многие элементы виртуального взаимодействия: кооперативный формат форумного общения по интересам, структуру журнала, строящуюся по принципу «пользователь и его аудитория», возможность участвовать в беседе с неограниченным количеством пользователей социальной сети, аналогичную общению в чате, и, наконец, встроенный мессенджер, позволяющий общаться как с компьютера в полноценном режиме, так и с любого переносного гаджета. Взаимодействие в социальной сети становится повседневной, бытовой и общеупотребительной практикой [3]. Разработчики утверждают, что социальная сеть – это «сетевой проект, который помогает людям высказываться и находить слушателей» (о крупнейшей социальной сети рунета «ВКонтакте»), что социальная сеть «помогает вам всегда оставаться на связи и общаться со своими знакомыми» (заголовок российского сегмента социальной сети Facebook»), позволяет находить интересное и оставаться в центре событий (приветственные слова на русскоязычном сегменте Twitter).

Однако реально феномен виртуальных социальных сетей кроется в том, что они служат не столько связующим звеном между удаленными друг от друга пользователями, но альтернативным способом взаимодействия внутри реально существующих сообществ.

Регистрируясь в социальной сети, пользователь начинает создание собственного образа: добавление информации, ссылок и фотографий, размещение статусов, добавление медиа-контента на персональную страницу. По мнению Л.Н.Рыбаковой социальная сеть отличается от любого другого виртуального сообщества настойчивой программой «социализации» нового пользователя [1], которому будет предложено расширить контакты, вступить в группу по интересам, отметить знакомых на своих фотографиях и себя на фотографиях других пользователей.

Так студентка описывает начало своего общения в сети: «я зарегистрировалась и только. В самом начале поставила картинку, а потом решилась на одну фотографию, другую. Теперь меняю их каждый сезон. Неудобно, когда вокруг зима, а у тебя на фотографии цветы» (А, девушка, 22 года).

Отбор фрагментов для построения образа в социальной сети из повседневной практики происходит зачастую неосознанно. Многие негативные моменты, такие как материальное положение, условия жизни, учебы или работы, «опускаются» при переносе в виртуальную реальность социальной сети, если пользователь считает, что эта информация повредит его сетевому имиджу [4]. Социальная сеть «ВКонтакте» не дифференцирует одобрение, просто ставится маркер – «лайк», который в некоторых случаях сопровождается «репостом» (передачей изображения своей аудитории пользователей-друзей). Вместе с тем, «лайк» − это важный стратегический элемент взаимодействия, активность, которую можно отследить. «Неправильно ты, Дядя Федор, бабу клеишь. Ты много лайков поставил, а надо один и ждать пока она в ответ лайкнет. И только потом еще лайкать», (со страницы респондента).

Пользование виртуальной социальной сетью предполагает работу над собственным виртуальным «я», которое начинает со временем транслировать в сеть некий объем информации − индивидуальный контент пользователя, его новости, события в его жизни, всевозможные сведения, которыми пользователь решил поделиться со своей аудиторией. Социальная сеть построена на принципе передачи информации не только посредством межличностного общения по схеме «я-тебе, ты-мне», но и через информирование широкого круга друзей (избранных пользователей, находящихся в дружеской связи с источником информации).

При наполнении «стены» своего профиля пользователи преимущественно используют четыре типа индивидуальных сообщений:

а. «Посмотрите на меня» Этот тип сообщений направлен на информирование общества о положительном опыте, как правило, рассказывает о достижениях, приобретениях, значимых событиях. Как правило, автор такого поста ожидает положительной реакции общества, социального одобрения своих действий.

б. «Посочувствуйте мне». Еще один популярный тип сообщения, адресованного аудитории. Используется для ощущения чувства локтя, для разделения текущего неприятного вида деятельности.

в. «Побудительные посты». Посты деятельностного содержания, ориентированные на аудиторию. Как правило, предлагают принять участие в событии, пользователь ожидает непосредственной реакции на пост от своего окружения. (Такие посты часто передаются от пользователя к пользователю по сети, переставая быть индивидуальным контентом, поскольку дальнейшая реакция на них уже обезличивается).

г. «Объявления». Объявления, как и в повседневной жизни ориентированы на сарафанное радио. В виртуальных сетях к объявлению добавляется обезличенная подпись, побуждающая к дальнейшему распространению.

Все остальное поле своей стены пользователь заполняет расхожим контентом, обновляющимся регулярно. Анализ внешнего контента на страницах респондентов позволяет сделать выводы о сфере интересов каждого из них. Часть контента можно отнести к «полезному», сюда входят советы на каждый день, телефоны служб, новостная информация и обновления, рецепты, фотографии технологий. Следующую группу составляет графический контент, добавленный по принципу «понравился, перенес к себе».

Каждый профиль предусматривает ленту новостей: хронологическую последовательность сообщений пользователей, в чью аудиторию входит респондент. Из ленты новостей к «себе» приносят то, что важно.

Практикой является также и общение в виртуальной социальной сети, групповое или приватное, оно отличается от того, как его позиционируют разработчики: зачастую социальная сеть является дополнением к личному общению людей, так или иначе знакомых реально. В противном случае, при небольшом реальном расстоянии, достаточно скоро виртуальные контакты переходят в реально-виртуальные, «развиртуализовываются».

Практика «лайков» и «репостов» упрощает сетевое взаимодействие, отражаясь на повседневных практиках взаимодействия молодежи. Нет необходимости поддерживать личный контакт с дюжиной близких друзей и десятком-другим сокурсников, когда можно за один час оказаться в курсе событий жизни сотни своих друзей, просмотрев ленту их новостей. Социальное взаимодействие, построенное на традиции «одобрения» оказывает влияние на презентацию личности [3]. Если пользователь нуждается во внимании к себе, он создает эффект присутствия на своей странице, вызывает эмоции, побуждает свою аудиторию к состраданию, сочувствию или молчаливому согласию – «лайку». Как отмечают респонденты, зачастую «лайк» заменяет до десятка разных отношений, в том числе, и не имеющих отношения к симпатии.Вместе с тем, ежедневная презентация себя и «оценка» презентации других пользователей становится частью социальной жизни молодежи. Еще одним неочевидным результатом повседневного такого сетевого взаимодействия становится формирование крепких горизонтальных связей среди взрослеющего поколения. Масштаб существующих коммуникаций дает возможность предположить слабое значение территориального фактора при распространении образов и традиции в виртуальном сообществе. Большее значение имеет языковой барьер, но и он не является преградой распространению визуальных кодов и традиций. Виртуальная социальная сеть, опираясь на сетевую структуру, доступность и распространенность становится площадкой в том числе и для достижения конкретных пользовательских целей от приобретения популярности, знакомства и создания семьи до открытия собственного дела или организации массовых движений.

Литература

  1.  Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. 96 с.
  2. Рыбакова Л.Н. Персональный компьютер как средство самосоциализации: освоение виртуальной реальности // Онлайн исследования в России: тенденции, перспективы. М.: Институт социологии РАН, 2007.
  3. Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования). СПб.: РХГИ, 2004. с.504.
  4. Шурыгина И.И. Интернет – пространство свободы выбора // Он-лайн исследования в России: тенденции, перспективы. М.: Институт социологии РАН, 2007.
  5.  Ямалов М.Б. Социально-психологические проблемы всеобщей компьютеризации и интернетизации // Экономика и управление. 2008. № 5. c.65-70.


Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Пользование виртуальной социальной сетью как повседневная практика учащейся молодежи
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru