Применение метода кейса на занятиях по деловому общению |
Колкова Н.А. Аннотация: в статье рассматривается применение одного из инновационных методов обучения на занятиях по деловому общению в высшей школе. Описаны результаты использования метода кейса в образовательном процессе. Ключевые слова: инновационные методы обучения, метод кейса, студент, развитие, эффективность обучения. Keywords: new methods of training, case method, student, development, the efficiency of training. Современная эпоха образования отличается использованием различных инновационных методов обучения. Одним из них является метод кейса. Суть его заключается в разборе на учебных занятиях конкретных ситуаций (от англ. case – «случай»), разрабатываемых на основе фактического материала и связанных с профессиональной деятельностью будущих специалистов [1,163]. При этом занятие организуется в виде дискуссии между группами по 4-6 человек. Участникам предлагается осмыслить конкретную ситуацию, актуализирующую определенный комплекс знаний, и найти выход из нее. Как отмечает Д.В. Добрынина, принципиальное отличие метода кейса от традиционных методик обучения состоит в «переносе акцента с овладения готовым знанием на его выработку» [2,175]. Результатом применения данного метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности. Кроме того, благодаря методу кейса «преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала» [3,18]. На наш взгляд, для преподавателя главное преимущество описываемого метода заключается в том, что он позволяет легко связать теорию с практикой. Благодаря ему сложные теоретические вопросы становятся понятными для студентов, а изучение лекционного материала приобретает конкретное значение. Мы задались целью оценить эффективность применения метода кейса при изучении дисциплины «Деловое общение» в вузе. Для этого нами было организовано и проведено занятие в соответствии с требованиями данного метода, оценен процесс и результат его применения. Практическое занятие по теме «Конфликты в профессиональной сфере и пути их решения» проводилось со студентами второй высшей формы обучения специальности «Финансы и кредит». Реализация метода кейса осуществлялась в несколько этапов. На первом – была разработана и описана конкретная ситуация из профессиональной (банковской) сферы. Ниже представлено ее описание. «В отделение одного из банков N приходит женщина (68 лет). По ее просьбе менеджер по работе с клиентами выдает ей все деньги с лицевого счета и закрывает вклад. Через два дня женщина приходит вновь и говорит, что хочет снять деньги со счета. Менеджер отвечает, что счет она аннулировала два дня назад и вклад закрыт. Женщина проявляет удивление и бурную негативную реакцию. Женщина: «Деньги я не забирала!» Менеджер: «Вот чек с подписью. Это Ваша подпись». Женщина: «Подпись не моя! Я не приходила! Два дня назад я была в больнице. Вы сами подделали подпись и украли мои деньги!!!» Женщина переходит на крик, привлекая внимание других клиентов». На втором этапе были подготовлены методические рекомендаций по использованию кейса, включающие цели, задания и вопросы для ведения дискуссии. Цели: 1. Анализ причин и последствий конфликтов. 2. Отработка умений управлять конфликтом. Вопросы и задания: 1. Дайте оценку поведения женщины. Какой стиль поведения вконфликте она использует? 2. В чем вы видите причину конфликта? 3. Какие рекомендации по управлению конфликтом вы бы далименеджеру? 4. Какое решение данной ситуации вы предлагаете? 5. Составьте продолжение беседы от лица менеджера». Третий этап – основной – организация работы с кейсом на практическом занятии. При подготовке к нему студентам было необходимо выучить теоретические основы рассмотренной на лекции темы «Конфликты: виды, структура, стадии протекания», подготовить конспект, сделать словарь, включающий основные понятия (конфликт, стили поведения в конфликте (соперничество, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление) и др.). В аудитории учащиеся были разделены на 3 группы по 6 человек. Каждому из участников был предложен раздаточный материал с описанием ситуации и заданиями. Наблюдение за дальнейшей работой студентов позволило установить, что первое чтение было беглым. Студенты пытались определить общую тему и содержание кейса, что выражалось в их желании поделиться с другими своим пониманием фактов и событий. Второе чтение кейса осуществлялось более внимательно и длилось дольше. На этом этапе начинался анализ ситуации, выражающийся в обмене мнениями между членами группы. В ходе активной работы формулировались ответы на поставленные вопросы, осуществлялись попытки составить продолжение беседы менеджера с клиенткой. При поиске ответа на вопрос о стиле поведения клиентки в конфликте учащиеся обращались к теоретическому материалу, понятиям из словаря. Следует отметить, что в процессе обсуждения ситуации внутри группы участвовали все ее представители. При этом выделялись один-два лидера, которые отстаивали какое-то одно мнение, формулировали принятое решение. Далее была организована дискуссия между группами. Один представитель каждой из групп предлагал выработанное совместно решение, приводил аргументы в его пользу. Студенты активно дискутировали между собой, хотя принципиальных отличий их решения не носили. По итогам обсуждения совместно с преподавателем было принято общее решение конфликтной ситуации, включающее следующие пошаговые действия: 1. пригласить клиентку в кабинет, предложить чай; 2. провести беседу типа, «Не беспокойтесь, вопрос будет решен. В нашем споре легко установить истину. Если Вы не подтверждаете, что на квитанции стоит ваша подпись, мы просмотрим видеоматериал, зафиксированный камерой в этот день»; 3. показать клиентке видеофрагмент с фиксацией ее прихода в банк и снятия денег со счета. Анализ применения метода кейса на занятиях по деловому общению позволил установить следующие его преимущества: 1. Данный метод помогает сформировать интерес и позитивную мотивацию к учебе. Нами было отмечено, что предложенное задание вызвало интерес у студентов: они внимательно читали описание ситуации, старались вникнуть в суть проблемы, найти ее решение. Сама проблемная ситуации наглядно демонстрировала связь теоретического материала по теме «Конфликты в профессиональной сфере и пути их решения» с практической деятельностью работников финансовой сферы. Благодаря этой связи была сформирована мотивация к изучению материала. 2. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления. Наблюдение показало, что в ходе обсуждения каждый из учащихся старался высказать свое мнение. Следовательно, в процессе анализа студент осмысливал ситуацию и пытался найти собственное решение проблемы. Внимательное (второе) чтение свидетельствовало о желании вникнуть в суть проблемы, найти пути выхода. Активная интеллектуальная деятельность осуществлялась с опорой на знание теоретических основ темы (обращение к материалу по теме, оперирование терминами). Так нами было отмечено, что предложенное задание способствовало активизации умственной деятельности и развитию самостоятельного мышления. 3. Метод кейса позволяет лучше усвоить теоретические положения и овладеть практическим использованием материала. В процессе проведения контрольного среза нами было выявлено, что темы, изучение которых осуществлялось с помощью метода кейса, были усвоены лучше, чем те, что рассматривались на семинарском занятии. Кроме того, в ходе проведения зачета при ответе на вопросы «Какие темы курса вам запомнились? О чем вы могли бы и хотели рассказать из изученного?» студенты неизменно апеллировали к материалу, осваиваемому с помощью метода кейса. При этом акцент делался на практическое применение теоретического материала. Данные факты говорят о высокой эффективности рассматриваемого метода обучения. 4. Метод кейса способствует развитию речи и речевой культуры студентов. Следует признать, что учащиеся не всегда способны сформулировать и выразить свою идею в ходе дискуссии. Наблюдение показало, что собственное мнение по поставленной проблеме формируется у каждого, однако умением выразить его обладают не все. Занятие, построенное по методу кейса, организовано таким образом, что «заставляет» студентов говорить, обмениваться своими мыслями, формулировать итоговый ответ, участвовать в дискуссии. Конечно, такая форма работы способствует развитию умения правильно, грамотно, аргументировано говорить. Кроме того, в ходе дискуссии студенты должны выслушивать альтернативную точку зрения, понимать суть высказывания, оценивать его, что способствует формированию и развитию культуры речевого общения. 5. Метод кейса учит студентов работать в команде. Организация работы на занятии по группам предполагает, что учащиеся активно взаимодействуют между собой: обмениваются идеями, слушают друг друга, работают для достижения общего результата. Благодаря этому у них формируются умения работать вместе, находить компромисс, готовность прийти на помощь, что свидетельствует уже о воспитательной значимости исследуемого метода. Итак, оценка применения метода кейса на занятиях по деловому общению позволили нам сделать вывод о том, что его использование в образовательном процессе высшей школы целесообразно, т.к. дает эффективный результат в обучении и развитии целого ряда значимых умений и навыков для будущих специалистов. Литература
|
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.