Применение метода кейса на занятиях по деловому общению

 Колкова Н.А.
Колкова Наталья Александровна / KolkovaNataliaAlexandrovna – кафедра дополнительного профессионального образования, кандидат филологических наук, доцент.
Оренбургский государственный аграрный университет, г.Оренбург

Аннотация: в статье рассматривается применение одного из инновационных методов обучения на занятиях по деловому общению в высшей школе. Описаны результаты использования метода кейса в образовательном процессе.

Ключевые слова: инновационные методы обучения, метод кейса, студент, развитие, эффективность обучения.

Keywords: new methods of training, case method, student, development, the efficiency of training.

Современная эпоха образования отличается использованием различных инновационных методов обучения. Одним из них является метод кейса. Суть его заключается в разборе на учебных занятиях конкретных ситуаций (от англ. case – «случай»), разрабатываемых на основе фактического материала и связанных с профессиональной деятельностью будущих специалистов [1,163]. При этом занятие организуется в виде дискуссии между группами по 4-6 человек. Участникам предлагается осмыслить конкретную ситуацию, актуализирующую определенный комплекс знаний, и найти выход из нее.

Как отмечает Д.В. Добрынина, принципиальное отличие метода кейса от традиционных методик обучения состоит в «переносе акцента с овладения готовым знанием на его выработку» [2,175]. Результатом применения данного метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности. Кроме того, благодаря методу кейса «преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала» [3,18].

На наш взгляд, для преподавателя главное преимущество описываемого метода заключается в том, что он позволяет легко связать теорию с практикой. Благодаря ему сложные теоретические вопросы становятся понятными для студентов, а изучение лекционного материала приобретает конкретное значение.

Мы задались целью оценить эффективность применения метода кейса при изучении дисциплины «Деловое общение» в вузе. Для этого нами было организовано и проведено занятие в соответствии с требованиями данного метода, оценен процесс и результат его применения.

Практическое занятие по теме «Конфликты в профессиональной сфере и пути их решения» проводилось со студентами второй высшей формы обучения специальности «Финансы и кредит».

Реализация метода кейса осуществлялась в несколько этапов. На первом – была разработана и описана конкретная ситуация из профессиональной (банковской) сферы. Ниже представлено ее описание.

«В отделение одного из банков N приходит женщина (68 лет). По ее просьбе менеджер по работе с клиентами выдает ей все деньги с лицевого счета и закрывает вклад.

Через два дня женщина приходит вновь и говорит, что хочет снять деньги со счета. Менеджер отвечает, что счет она аннулировала два дня назад и вклад закрыт. Женщина проявляет удивление и бурную негативную реакцию.

Женщина: «Деньги я не забирала!»

Менеджер: «Вот чек с подписью. Это Ваша подпись».

Женщина: «Подпись не моя! Я не приходила! Два дня назад я была в

больнице. Вы сами подделали подпись и украли мои деньги!!!»

Женщина переходит на крик, привлекая внимание других клиентов».

На втором этапе были подготовлены методические рекомендаций по использованию кейса, включающие цели, задания и вопросы для ведения дискуссии.

 Цели:

1. Анализ причин и последствий конфликтов.

2. Отработка умений управлять конфликтом.

Вопросы и задания:

1. Дайте оценку поведения женщины. Какой стиль поведения вконфликте она использует?

2. В чем вы видите причину конфликта?

3. Какие рекомендации по управлению конфликтом вы бы далименеджеру?

4. Какое решение данной ситуации вы предлагаете?

5. Составьте продолжение беседы от лица менеджера».

Третий этап – основной – организация работы с кейсом на практическом занятии. При подготовке к нему студентам было необходимо выучить теоретические основы рассмотренной на лекции темы «Конфликты: виды, структура, стадии протекания», подготовить конспект, сделать словарь, включающий основные понятия (конфликт, стили поведения в конфликте (соперничество, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление) и др.).

В аудитории учащиеся были разделены на 3 группы по 6 человек. Каждому из участников был предложен раздаточный материал с описанием ситуации и заданиями.

Наблюдение за дальнейшей работой студентов позволило установить, что первое чтение было беглым. Студенты пытались определить общую тему и содержание кейса, что выражалось в их желании поделиться с другими своим пониманием фактов и событий. Второе чтение кейса осуществлялось более внимательно и длилось дольше. На этом этапе начинался анализ ситуации, выражающийся в обмене мнениями между членами группы. В ходе активной работы формулировались ответы на поставленные вопросы, осуществлялись попытки составить продолжение беседы менеджера с клиенткой. При поиске ответа на вопрос о стиле поведения клиентки в конфликте учащиеся обращались к теоретическому материалу, понятиям из словаря. Следует отметить, что в процессе обсуждения ситуации внутри группы участвовали все ее представители. При этом выделялись один-два лидера, которые отстаивали какое-то одно мнение, формулировали принятое решение.

Далее была организована дискуссия между группами. Один представитель каждой из групп предлагал выработанное совместно решение, приводил аргументы в его пользу. Студенты активно дискутировали между собой, хотя принципиальных отличий их решения не носили.

По итогам обсуждения совместно с преподавателем было принято общее решение конфликтной ситуации, включающее следующие пошаговые действия: 1. пригласить клиентку в кабинет, предложить чай; 2. провести беседу типа, «Не беспокойтесь, вопрос будет решен. В нашем споре легко установить истину. Если Вы не подтверждаете, что на квитанции стоит ваша подпись, мы просмотрим видеоматериал, зафиксированный камерой в этот день»; 3. показать клиентке видеофрагмент с фиксацией ее прихода в банк и снятия денег со счета.

Анализ применения метода кейса на занятиях по деловому общению позволил установить следующие его преимущества:

1. Данный метод помогает сформировать интерес и позитивную мотивацию к учебе. Нами было отмечено, что предложенное задание вызвало интерес у студентов: они внимательно читали описание ситуации, старались вникнуть в суть проблемы, найти ее решение. Сама проблемная ситуации наглядно демонстрировала связь теоретического материала по теме «Конфликты в профессиональной сфере и пути их решения» с практической деятельностью работников финансовой сферы. Благодаря этой связи была сформирована мотивация к изучению материала.

2. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления. Наблюдение показало, что в ходе обсуждения каждый из учащихся старался высказать свое мнение. Следовательно, в процессе анализа студент осмысливал ситуацию и пытался найти собственное решение проблемы. Внимательное (второе) чтение свидетельствовало о желании вникнуть в суть проблемы, найти пути выхода. Активная интеллектуальная деятельность осуществлялась с опорой на знание теоретических основ темы (обращение к материалу по теме, оперирование терминами). Так нами было отмечено, что предложенное задание способствовало активизации умственной деятельности и развитию самостоятельного мышления.

3. Метод кейса позволяет лучше усвоить теоретические положения и овладеть практическим использованием материала. В процессе проведения контрольного среза нами было выявлено, что темы, изучение которых осуществлялось с помощью метода кейса, были усвоены лучше, чем те, что рассматривались на семинарском занятии. Кроме того, в ходе проведения зачета при ответе на вопросы «Какие темы курса вам запомнились? О чем вы могли бы и хотели рассказать из изученного?» студенты неизменно апеллировали к материалу, осваиваемому с помощью метода кейса. При этом акцент делался на практическое применение теоретического материала. Данные факты говорят о высокой эффективности рассматриваемого метода обучения.

4. Метод кейса способствует развитию речи и речевой культуры студентов. Следует признать, что учащиеся не всегда способны сформулировать и выразить свою идею в ходе дискуссии. Наблюдение показало, что собственное мнение по поставленной проблеме формируется у каждого, однако умением выразить его обладают не все. Занятие, построенное по методу кейса, организовано таким образом, что «заставляет» студентов говорить, обмениваться своими мыслями, формулировать итоговый ответ, участвовать в дискуссии. Конечно, такая форма работы способствует развитию умения правильно, грамотно, аргументировано говорить. Кроме того, в ходе дискуссии студенты должны выслушивать альтернативную точку зрения, понимать суть высказывания, оценивать его, что способствует формированию и развитию культуры речевого общения.

5. Метод кейса учит студентов работать в команде. Организация работы на занятии по группам предполагает, что учащиеся активно взаимодействуют между собой: обмениваются идеями, слушают друг друга, работают для достижения общего результата. Благодаря этому у них формируются умения работать вместе, находить компромисс, готовность прийти на помощь, что свидетельствует уже о воспитательной значимости исследуемого метода.

Итак, оценка применения метода кейса на занятиях по деловому общению позволили нам сделать вывод о том, что его использование в образовательном процессе высшей школы целесообразно, т.к. дает эффективный результат в обучении и развитии целого ряда значимых умений и навыков для будущих специалистов.

Литература

  1.  Ю.В. Безбородова – Кейс-метод // Высшее образование в России. 2008. № 8. 163–165 с.
  2.  Д.В. Добрынина – Инновационные методы обучения студентов вузов как средство реализации интерактивной модели обучения // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 5. 175–176 с.
  3.  А.С. Еремин – Разработка и апробация кейсов: особенности разработки кейсов, выбор главных особенностей кейса, плана и текста кейса // Инновации в образовании. 2010. № 3. 15–36 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Применение метода кейса на занятиях по деловому общению
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru