Влияние демографического фактора на показатель охвата населения системой образования России

Южакова Т. А., Каракчиева И. В. Влияние демографического фактора на показатель охвата населения системой образования России // Вестник науки и образования / Bulletinof Science and Education 2015. № 3(5) - см. журнал

__________________________________________________________________________________________

Южакова Татьяна Александровна / Yuzhakova Tatyana Aleksandrovna – ведущий научный сотрудник;

Каракчиева Инна Викторовна / Кarakchieva Inna Viktorovna – старший научный сотрудник,

Управление научно-исследовательских работ автономной некоммерческой организации

«Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации», г. Москва

Аннотация: в статье представлена информация о динамике и прогнозе численности населения стран ОЭСР и Российской Федерации, в том числе об изменении численности населения, охваченного системой образования. Актуальность проведенного анализа заключается в рассмотрении стратегического вопроса государственной политики в сфере образования – вопроса о доступности образования с учетом положений демографической политики Российской Федерации и международного опыта.

Ключевые слова:численность населения, демографический прогноз, показатель охвата населения системой образования, страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Роль населения в социально-экономическом развитии страны неоспорима, а демографический фактор является базовым при разработке стратегии социально-экономического развития России. Население характеризуется дуальностью: с одной стороны оно основной производитель материальных и нематериальных благ, с другой - их потребитель. Образовательные услуги обладает также свойством неразрывности производства и потребления, так как оказание услуги и ее потребление являются одновременными процессами. Важна реальная численность населения, ее динамика под влиянием как внешних факторов (естественное движение населения), так и внешних факторов (социально-экономических, природных). Знание темпов изменения численности населения (по полу, возрасту) является основой для прогнозирования рынка потребления (в том числе и рынка образовательных услуг). На этой основе формируются представления о предполагаемых масштабах соответствующих видов деятельности.

Население Земли за период с 2010 по 2015 годы увеличилось на 5,9 % (2010 г. – 6,9 млрд. человек, на начало 2015 г. около 7,3 млрд. человек).

Демографическая ситуация в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) различна (таблица 1).

Таблица 1. Динамика прироста населения, в % (на 1 января 2015 г.)

 

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Население Земли

1,28

1,11

1,12

1,13

1,13

Россия

0,01

0,13

0,2

0,22

1,81

Китай

0,48

0,49

0,49

0,49

0,49

Индия

1,29

1,27

1,34

1,34

1,34

Страны ОЭСР:

         

Австралия

1,4

1,71

1,15

1,15

1,15

Австрия

0,2

0,28

0,03

0,03

0,03

Бельгия

1,4

0,73

0,07

0,07

0,07

Великобритания

0,82

0,56

0,56

0,56

0,56

Венгрия

-0,28

-0,52

-0,17

-0,17

-0,17

Германия

0,03

-1,68

-0,21

-0,21

-0,21

Греция

-1,63

-0,27

0,08

0,08

0,08

Дания

0,41

0,38

0,25

0,25

0,25

Израиль

1,87

1,86

1,58

1,59

1,59

Ирландия

0,36

0,22

1,36

1,36

1,36

Исландия

0,31

0,53

0,69

0,69

0,69

Испания

0,36

0,04

0,57

0,57

0,57

Италия

0,40

-1,95

0,42

0, 42

0,42

Канада

0,99

1,2

0,8

0,79

0,79

Люксембург

2,25

2,43

1,14

1,15

1,14

Мексика

1,25

1,25

1,1

1,1

1,1

Нидерланды

0,47

0,37

0,37

0,37

0,37

Новая Зеландия

0,86

0,63

0,88

0,88

0,88

Норвегия

1,31

1,32

0,33

0,33

0,33

Польша

0,92

0,0

-0,06

-0,06

-0,06

Португалия

-0,15

-0,4

0,21

0,21

0,21

Словакия

0,13

0,17

0,12

0,12

0,12

Словения

0,21

0,21

-0,16

-0,16

-0,16

США

0,73

0,75

0,99

0,99

0,99

Турция

1,28

1,28

1,23

1,23

1,23

Финляндия

0,46

0,48

0,07

0,08

0,08

Франция

0,52

0,5

0,5

0,5

0,5

Чехия

0,21

0,14

-0,12

-0,12

-0,12

Чили

0,92

0,9

0,84

0,84

0,84

Швейцария

1,12

1,07

0,21

0,21

0,21

Швеция

0,76

0,74

0,16

0,16

0,16

Эстония

-0,27

-0,33

-0,38

-0,33

-0,46

Южная Корея

0,75

0,45

0,23

0,23

0,23

Япония

0,29

-0,2

-0,28

-0,28

-0,28

Источник: официальный сайт проекта Сountrymeters.

 

Среди стран ОЭСР можно выделить 3 группы стран:

1 группа. Страны, где численность населения растет – характерен рост демографического потенциала. В странах первой группы сохраняется довольно благоприятная демографическая обстановка (средние показатели рождаемости и естественного прироста), обеспечивающая расширенное воспроизводство населения. Примером страны такого рода может служить США, где среднегодовой прирост населения составляет около 0,85 %. К этой же подгруппе можно отнести Францию, Нидерланды, Швецию, Южную Корею, Испанию, где среднегодовой прирост населения находился на уровне 0,3-0,5 %. При таком темпе прироста удвоения населения в этих странах можно ожидать через 100-200 лет. Численность населения за период с 2010 по 2015 годы увеличилась в Австралии на 6,7 %, Израиле на 8,8 %, Ирландии на 4,8 %, Канаде на 4,7 %, Люксембурге на 8,4 %, Мексике на 5,9 %, Новой Зеландии на 4,2 %, Турции на 6,4 %, Чили на 4,4 %. В целом для данной группы характерна демографическая политика сдерживания иммиграционных потоков (ужесточение требований к иммигрантам, особенно к группе «нелегальных иммигрантов», снижение системы государственных гарантий для иммигрантов).

2 группа. Страны, где численность населения снижается – характерно «сужение» демографического потенциала. Ко второй группе относятся страны, в которых фактически уже не обеспечивается расширенное воспроизводство населения (численность населения снижается). К ним относятся в основном страны с минимальным превышением рождаемости над смертностью – Польша, Словакия, Австрия, Финляндия, Португалия, Чехия. За последние 5 лет наблюдается устойчивое уменьшение численности населения в Венгрии (с 10 до 9,9 млн. человек) и Эстонии (с 1,33 до 1,31 млн. человек), за последние 4 года – в Германии (с 81,798 до 79,925 млн. человек) и Японии (с 127,6 до 126,5 млн. человек), за последние 3 года – в Польше (с 38,512 до 38,463 млн. человек), Словении (с 2,054 до 2,047 млн. человек) и Чехии (с 10,498 до 10,473 млн. человек).

Демографическая политика стран второй группы направлена на использование потенциала внешней миграции. Для привлечения иммигрантов (прежде всего трудоспособного (репродуктивного) возраста) разработана система государственной поддержки (субсидии, дотации и пр.). Однако в этих странах Европы акцент сделан на субурбанизацию, т. е. ориентирование иммиграционного потока за пределы крупных городов, в «сельскую местность». Это связано с тем, что скопление основной части населения в городе ведет к «разбухающим» мегаполисам и быстрому запустению провинции и села. Идут процессы трансформации полноценной семьи в малодетную и отчуждения индивидов и семей друг от друга с разрушением соседств, сообществ, непосредственного общения и разнообразия способов взаимного признания.

3 группа. Страны, где численность населения практически остается неизменной – идет «стагнация» демографического потенциала (за период с 2013 по 2015 гг. – Бельгия, Великобритания, Греция, Дания).

Страны третьей и второй групп уже вступили в полосу демографического кризиса, который был вызван к жизни комплексом взаимосвязанных причин. В первую очередь к ним относится быстрое, обвальное снижение показателя рождаемости, что ведет к уменьшению численности населения доли лиц молодого возраста. На изменение демографической ситуации в странах мира повлияли многие факторы, в том числе социально-экономические, психологические, медико-социальные, нравственные, которые вызвали такое явление, как «кризис семьи». Средний размер семьи в странах второй и третьей групп в последнее время уменьшился до 2,2 человек.

В странах третьей группы, кроме системы государственной поддержки, разрабатываются механизмы активизации внутреннего потенциала страны: от увеличения социальных гарантий для многодетных семей, поддержки и бесплатного обучения детей данной категории граждан, формирования в СМИ позитивной позиции к семье, до полного отказа от визовой системы для граждан, имеющих родственников в стране пребывания.

Вместе с тем по-прежнему самые высокие показатели численности населения в мире характерны для Китая (2015 г. – 1 370,8 млн. человек, рост на 2,5 % по сравнению с 2010 г.) и Индии (2015 г. – 1 287 млн. человек, рост на 6,7 % по сравнению с 2010 г.).

Демографическая ситуация России за период с 2010 по 2015 годы изменилась. За указанный период наблюдается рост численности населения, и на начало 2015 года данный показатель составил около 146,3 млн. человек (2010 г. – 142,9 млн. человек) (таблицы 1, 3). Прирост населения связан не только с естественной прибылью, миграцией, но и в том числе с вхождением в 2014 году Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации. Численность населения на Крымском полуострове на 1 января 2015 г. составила 2,294 млн. человек (на 1 января 2014 г. – 1,967 млн. человек). Однако в соответствии с демографическим прогнозом до 2030 года прирост численности населения России к 2025 году по всем трем вариантам прогноза уменьшается, а по низкому варианту значение данного показателя с 2021 года будет отрицательным (уменьшится численность населения страны) (таблица 2).

Таблица 2. Прирост численности населения по вариантам прогноза, в % (на 1 января 2015 г.)

 

Варианты прогноза

низкий

средний

высокий

2016 г.

0,2

0,3

0,4

2017 г.

0,1

0,2

0,3

2018 г.

0,1

0,2

0,3

2019 г.

0,0

0,2

0,3

2020 г.

0,0

0,2

0,3

2021 г.

0,1

0,1

0,3

2022 г.

0,1

0,1

0,3

2023 г.

0,2

0,1

0,2

2024 г.

0,2

0,0

0,2

2025 г.

0,3

0,0

0,2

Источник: Росстат.

 

По низкому прогнозу численность населения к 2025 году уменьшится на 0,8 % и составит 145,4 млн. человек, среднему и высокому прогнозам увеличится на 1,1 и 2,6 % соответственно (148,3 и 150,7 млн. человек соответственно).

Ежегодно система образования России охватывает около 30 млн. человек (в среднем 19,81 % от численности населения страны) (таблица 3).

Таблица 3. Динамика численности населения в системе образования

 

Численность населения - всего, млн. чел

Численность населения в системе образования

всего, млн. чел.

в % к численности населения

2010 г.

142,9

29,1

20,4

2011 г.

142,9

28,9

20,2

2012 г.

143,1

28,7

20,1

2013 г.

143,3

27,7

19,3

2014 г.

143,7

28,1

19,6

2015 г.

146,3

28,3

19,3

Источник: Росстат (данные по численности населения в системе образования на 1 января 2015 г. являются оценочными).

Численность населения России с 2010 по 2015 годы, охваченного системой образования, снизилась на 2,3 %. Однако численность детей, охваченных дошкольным и общим образованием, увеличилась на 25,9 и 5,9 % соответственно, тогда как лиц, охваченных средним профессиональным[1] и высшим образованием, уменьшилась на 38,7 и 25,7 % соответственно.

При этом в соответствии с демографическим прогнозом до 2030 года прирост численности населения России, охваченного системой образования, к 2025 году по всем трем вариантам прогноза уменьшается, а по низкому варианту значение данного показателя с 2020 года отрицательное – численность населения в системе образования будет уменьшаться и к 2025 году достигнет значений 2011-2012 годов (таблица 4).

Таблица 4. Прирост численности населения в системе образования по вариантам прогноза, в %

 

Варианты прогноза

низкий

средний

высокий

2016 г.

2,62

2,74

2,86

2017 г.

0,13

0,24

0,34

2018 г.

0,07

0,21

0,33

2019 г.

0,02

0,18

0,32

2020 г.

- 0,04

0,15

0,31

2021 г.

- 0,09

0,12

0,29

2022 г.

- 0,15

0,09

0,27

2023 г.

- 0,20

0,06

0,25

2024 г.

-0,25

0,03

0,23

2025 г.

-0,30

0,00

0,21

Источник: Росстат.

Поскольку к 2025 году по всем трем вариантам прогноза ожидается уменьшение численности населения, охваченного системой образования, необходима система государственных мер не только по обеспечению рабочими местами высвободившихся педагогических работников, но и зданий, помещений и сооружений организаций, предоставляющих образовательные услуги, то есть необходимо проведение корректировок в рамках действующих стратегических программ. Снижение численности населения в возрасте входа в высшее образование будет сокращаться до 2020 года. Это означает возможность двукратного снижения спроса на профессиональное образование молодежи. Реализация принципа непрерывного образования может расширить контингент обучающихся за счет возрастных когорт населения.

Демографическая политика, являясь целенаправленной системой мер, предпринимаемых государством для воздействия на естественное движение населения и достижения ожидаемых демографических результатов, должна быть согласована с такими важными сферами социальной политики, как образование, профессиональная подготовка, занятость, социальное обеспечение людей с ограниченными возможностями, пожилых и нетрудоспособных. А успешное решение проблем – повышение доступности дошкольного образования, снижение учебной нагрузки на ребенка в школе, формирование благоприятных условий по реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, повышение роли дополнительного образования детей и других, – обусловлено сегодня во многом повышением рождаемости. Вместе с тем данные решения должны учитывать прогнозируемую потребность отрасли с учетом положений демографической политики Российской Федерации и международного опыта.

 

Литература

 

  1.      Официальный сайт проекта Сountrymeters. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://countrymeters.info/ru/World, (дата обращения: май 2015 г.).
  2.      Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/ (дата обращения: май 2015 г.).
  3.      Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 г. № 483 «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».
  4.      Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 г. № 367-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».
  5.      Якунин В. И., Сулакшин С. С. Факторный анализ в формировании государственных политик // Власть. 2006. № 9.

 


[1] При анализе в составе данных по профессиональному образованию учитываются данные по начальному и среднему профессиональному образованию. С 1 сентября 2013 г., согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (подпункт 2 части 1 статьи 108) образовательный уровень начального профессионального образования приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Влияние демографического фактора на показатель охвата населения системой образования России
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru