Воспитательный аспект в процессе обучения студентов

Овчаренков Эдуард Августович, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, кандидат технических наук, г.Пенза

      Известно, что процесс обучения и воспитания неразделим, т.е. обучая воспитываем, а воспитывая обучаем. Основная цель педагогической деятельности – это передача профессиональных знаний и воспитание студентов [1]. Поскольку главную роль в обучении студентов в ВУЗе играет преподаватель, то он и является главным воспитателем в стенах ВУЗа. Хочу обосновать данное утверждение и показать это на собственном 40 летнем педагогическом опыте.

      На самом первом занятии по любой изучаемой дисциплине с любой группой автор начинает с представления себя. Рассказывает свой жизненный путь, свою 32-х летнюю армейскую службу, что вызывает неподдельный интерес у студентов, особенно у ребят. Далее знакомится с каждым студентом (по списочному составу групп), доводит основные требования устава ВУЗа, такие как:

− верхняя одежда студентов сдается в гардероб;

− мобильные телефоны во время занятия должны быть выключены;

− на плановые занятия не опаздывать;

− мебель, оборудование не портить;

− при посещении аудиторий начальниками приветствовать их вставанием.

      Соблюдение этих требований преподаватель постоянно контролирует. Первые два-три занятия приходится студентов, явившихся в верхней одежде, отправлять в гардероб, а не подчинившихся этим требованиям – не допускать к занятиям. На последующие занятия студенты приходят без верхней одежды. Естественно, если в аудитории низкая температура (а это иногда случается),  то им разрешается находиться в верхней одежде, во избежание переохлаждения и простудных заболеваний. В этом проявляется и элемент заботы о студентах (их здоровье).

      По поводу необходимости сдавать верхнюю одежду в гардероб у студентов вопросов и возражений не возникает. Те студенты, которые пытаются пройти в учебные аудитории в верхней одежде, это, как правило, опаздывающие на занятия и потому не успевшие сдать ее в гардероб.

      А вот по поводу опозданий на занятия (особенно на первую пару) причин у студентов предостаточно. Это и стоянка транспорта в «пробках», и опоздание городского транспорта (вопреки графику движения), и плохие погодные условия, и даже такие причины как «не сработал будильник» и поэтому проспал и т.д.

      На эти причины даю такие контраргументы. Во-первых, вставать необходимо раньше (не в 7 часов утра, как утверждают студенты), чтобы спокойно успеть к началу занятий в 8:30. Ссылаюсь на собственный опыт (личный пример). Добираюсь тем же общественным транспортом с дальнего района города, вставая в 5:00 утра и за 30-40 минут до начала занятий нахожусь уже в преподавательской. За все годы преподавания в ВУЗах автор ни разу не опоздал на занятия. Случалось, что опаздывал троллейбус, тогда добирался другими маршрутами с пересадками и успевал к началу занятий.

      Когда автор спрашивал студентов: «Опаздываете вы на поезд или самолет?» Ответ был: «Нет». Так почему же можно опаздывать на занятия? Дело значит в ответственности и организованности. Глядя на меня, студенты быстро самоорганизовываютсяи не позволяют опаздывать на занятия, как на первую пару, так и на последующую. Эта требовательность со стороны преподавателя вырабатывает у студентов дисциплинированность, учит их ценить время, повышает успеваемость.

      «Любители» опаздывать – мешают проводить занятия, т.к. отвлекают преподавателя, студентов (начинают усаживаться, поднимая зачастую других, спрашивают, на чем закончили и т.п.). Помимо этого опоздавший, хочет он этого или нет, своим появлением вызывает неуважение к другим, теряет свою скромность.

Отдельные студенты пытаются пронести в аудиторию емкости с водой, молочными продуктами, другую еду. Это пресекается, т. к. запрещается употреблять пищу в аудиториях. Для этого есть отведенные места: столовая, буфеты. Употребление жевательных резинок во время занятий мною пресекается, не только по бескультурным соображениям, а и потому, что остатки жвачек часто прикрепляются к мебели.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Воспитательный аспект в процессе обучения студентов
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru