Особенности зрительного восприятия нелинейной архитектуры |
Страница 1 из 3 Сысоева Валентина Владимировна, Эстетика архитектурных форм базируется на представлении о красоте и гармонии той эпохи, в которую эти формы создаются. Совокупность архитектурных форм (объемных и пространственных) формирует визуально-эстетический образ города, выражением которого служит архитектурный ландшафт, то есть система визуальных картин города, эстетически переживаемых человеком. В современном городе архитектурный ландшафт является синтезом различных форм, стилей и пространственно-композиционных концепций. В нем нашли свое отражение постоянно изменяющиеся представления о мире, который окружал человека. Средневековье несло образы тьмы земного мира и идеальности божественного неба. Архитектура Ренессанса изображала стабильность и центростремительность, барокко отразило трагизм открывшейся бесконечности, классицизм наглядно выражает идеи рационализма. Зрительное восприятие является главным источником информации об окружающей архитектурной среде. Поскольку архитектурный объект, «безусловно, и неизбежно видим». Акт визуального восприятия не сводится к зеркальному отражению действительности, а представляет собой активное изучение объекта, его визуальную оценку, сопоставление его параметров с предыдущим опытом, анализ и организацию в целостный визуальный образ. Восприятие архитектурного пространства происходит в движении и состоит из последовательного ряда разновременных изображений, которые совмещаются в сознании наблюдателя, где они трансформируются в свете социального и родового опыта. Таким образом, каждый вид несет определенную знаковую информацию, которую человек воспринимает и интерпретирует согласно его системе мировосприятия. Способность быть зримым или зрительно воспринятым – важнейшая черта архитектуры, что приобретает особую значимость в архитектуре городской среды, добавляя к эстетическому удовлетворению функциональную информативность. Потеря зримости городской средой ведет к утрате самого понятия − город как некой визуально-пространственной целостности, противопоставленной другой целостности – не городу. Видеть − значит оценивать, понимать и принимать среду города как среду, одухотворенную благодаря ее креативной зримости. В ХХ века архитектура и градостроительство стремились порвать с традиционными канонами формирования архитектурной среды. Но, не смотря на авангардность архитектурной мысли начала прошлого века, только к его концу в архитектуру пришли концепции, принесшие инновационные пространственные решения, обусловленные новым видением мира. С 1990-х годов происходят поиски нового образа в архитектуре, который отрицает иерархию, фрагментарность, симметрию. Ее форма не отвечает декартовой системе координат – изначальной основе архитектуры. Но и целостность представляется эфемерной и исполненной тайны. Она призвана формировать эффект динамической нестабильности как знак развития и прогресса. С последнего десятилетия ХХ века возросла роль дигитального проектирования, в связи с чем, стало возможным говорить о новой эстетике в архитектуре. Вместо согласования частей проектируемого объекта в соответствии со стабилизирующими форму принципами архитектурной композиции, архитектура рассматривается как динамическое целое, где фрагменты поверхности плавно перетекают из одной плоскости в другую. |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.