Научная статья на тему 'Педагогические технологии в системе физического воспитания студентов с применением спортивных игр'

Педагогические технологии в системе физического воспитания студентов с применением спортивных игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / СТУДЕНТЫ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / PHYSICAL EDUCATION / SPORTS GAMES / STUDENTS / MOTOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Истомин Александр Алексеевич, Разуваева Ирина Юрьевна

В данной статье показано, что научно-методическое обеспечение образовательного процесса по физическому воспитанию студентов в настоящее время продолжает оставаться актуальной проблемой высших учебных заведений. Несмотря на достаточно широкие возможности для занятий физической культурой и спортом, представляемые вузами для студентов, двигательная подготовленность и как следствие физическое развитие и физическое состояние студентов гуманитарных вузов находится на низком уровне. Одна из причин сложившейся ситуации отсутствие дифференцированных методик физического воспитания на основе популярных видов физкультурно-спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Истомин Александр Алексеевич, Разуваева Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS WITH THE USE OF SPORTS GAMES

This article shows that the scientific and methodological support of the educational process of physical education of students currently continues to be an urgent problem of higher educational institutions. Despite the ample opportunities for physical education and sports provided by universities for students, motor readiness and as a consequence the physical development and physical condition of students of humanitarian universities is at a low level. One of the reasons for this situation is the lack of differentiated methods of physical education on the basis of popular sports activities.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии в системе физического воспитания студентов с применением спортивных игр»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ

СПОРТИВНЫХ ИГР 1 2 Истомин А.А. , Разуваева И.Ю. Email: Istomin1164@scientifictext.ru

1Истомин Александр Алексеевич - доцент;

2Разуваева Ирина Юрьевна - старший преподаватель, кафедра физической культуры и спорта, Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье показано, что научно-методическое обеспечение образовательного процесса по физическому воспитанию студентов в настоящее время продолжает оставаться актуальной проблемой высших учебных заведений. Несмотря на достаточно широкие возможности для занятий физической культурой и спортом, представляемые вузами для студентов, двигательная подготовленность и как следствие физическое развитие и физическое состояние студентов гуманитарных вузов находится на низком уровне. Одна из причин сложившейся ситуации - отсутствие дифференцированных методик физического воспитания на основе популярных видов физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевые слова: педагогическая технология, физическое воспитание, спортивные игры, студенты, двигательная активность.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS WITH THE USE OF SPORTS GAMES Istomin A.A.1, Razuvaeva I.Yu.2

1Istomin Alexander Alekseevich - Associate Professor;

2Razuvaeva Irina Yurievna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS, TASHKENT STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article shows that the scientific and methodological support of the educational process of physical education of students currently continues to be an urgent problem of higher educational institutions. Despite the ample opportunities for physical education and sports provided by universities for students, motor readiness and as a consequence the physical development and physical condition of students of humanitarian universities is at a low level. One of the reasons for this situation is the lack of differentiated methods of physical education on the basis of popular sports activities.

Keywords: pedagogical technology, physical education, sports games, students, motor activity.

УДК 37.1174

Под педагогической технологией понимается совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. «Технология» по определению ЮНЕСКО - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания, и усвоения знаний, с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

В ТГЭУ преподаватели кафедры «Физической культуры и спорта» предприняли попытку выяснить отношения студентов первого курса к надлежащей двигательной активности. С этой целью в начале первого семестра провели анонимное анкетирование на тему

66

«Физическая культура в образе жизни студенческой молодёжи». В исследовании приняли участие около 80% студентов экономического, корпоративного управления, бухгалтерского учёта и аудита факультетов. Определено, что для повышения интереса к занятиям физическими упражнениями желательны: возможности выбора любимого вида спорта у 60% опрашиваемых; современное оборудование спортивного блока - 40%; наиболее активной формой двигательной активности студенты считают: 55,7% - активный отдых в виде прогулок, игр, плавания; 20,3% - секционные занятия по видам спорта; 7% -самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Игры и развлечения устраняют также эмоциональную и физическую реакцию на стресс связанный с трудовой деятельностью и личной жизнью. Они способны «отключить» от повседневной деятельности, снять напряжения и зарядить организм на дальнейшую эффективную жизнедеятельность.

Большая группа авторов из Национального университета Узбекистана Н.В.Бледных, Л.А.Бурнес, А.И.Платунов, И.Н.Скулкова рассматривают вопрос о роли спортивных игр в образовательном процессе по физическому воспитанию студентов. Поиск и внедрение новых, завоевавших популярность у молодежи, видов двигательной активности (видов спорта) имеют первостепенное значение для повышения интереса и соответственно эффективности процесса физического воспитания студентов. Примером таких видов двигательной активности являются увлечение современной молодежью быстро набирающими популярность педагогических технологий по мини-футболу, стритболу, бегболу. Важно отметить, что ряд спортивных игр имеют непосредственную связь с профессионально-прикладной физической подготовкой [1].

И.А.Кошбахтиев, О.Л.Эрдонов с использованием монитора сердечного ритма определили процентное соотношение интенсивности нагрузок в процессе игры студентов в мини-футбол. Большую часть времени игры (65,7%) ЧСС превышает 165 уд/мин. Поэтому в игре проявляются действия всех основных энергообеспечивающих систем организма[2].

В государственной академии путей сообщения спортивным играм в учебном процессе по физическому воспитанию студентов уделяется особое внимание. А.Н.Данилова, Т.Н.Мальковская, О.Н.Биленькая подчеркивают о том, что напряженность спортивного поединка, стремление и преодоление трудностей в борьбе за победу способствуют воспитанию смелости, настойчивости, решительности, самоотверженности, инициативности и дисциплинированности[3].

В процессе физического воспитания студентов одним из ведущих методов является игровой, который способствует раскрепощению, преодолению скованности, помогает реагировать без предварительной подготовки, что дает возможность быстро принять решение в экстремальной ситуации. Игры с соперником помогают лучше понимать партнера, развивает умение согласовывать свои действия с действиями другого - учит сотрудничать.

Также разработана технология реализации занятий в специализированных группах по «зимнему футболу». При одних и тех же затратах учебного времени в группах специализации применение предложенной педагогической технологии позволило повысить уровень различных видов подготовленности (физической, технической, тактической, психологической, интегральной) студентов по сравнению с группой ОФП, увеличить интерес к занятиям физической культуры на 29%, улучшить эмоциональное состояние после занятий (самочувствие) на 23%, настроение - на 40%, повысить физическую работоспособность в 2 раза.

Исследователи провели социологический анализ посещаемости занятий по физической культуре и определено, что только 43,3% с желанием занимаются физическими упражнениями по стандартной комплексной программе, в то время как наибольший интерес у студентов вызывают занятия спортивной направленности. В результате педагогического эксперимента выявлено, что организация и проведения занятий по физическому воспитанию на основе использования волейбола были благоприятны для улучшения физического состояния студентов технического вуза[4].

Особенно следует отметить мнение Л.Р.Айрапетьянца, нашедшее свое отражение в автореферате докторской диссертации. В соревновательной деятельности выделяется шесть признаков: высокая мышечная активность; специфическая техника выполнения физических упражнений; достижение высоких результатов в физических упражнениях; мобилизация психических и моторных способностей; осознанность выполнения игрового действия[5].

В заключение анализа данной статьи совершенно становится понятно, что педагогическая технология по отдельным видам спорта используются во многих образовательных учреждениях высшей школы, в то же время такое распространение спортивных игр не нашло своего отражения в изученных литературных источниках как самостоятельное средство физического совершенствования студентов Республики Узбекистан.

Список литературы /References

1. Бледных Н.В., Бурнес Л.А., Платунов А.И., Скулкова И.Н. Место и роль физической культуры в гуманитаризации образования (на примере спортивных игр) //Сб. научных трудов посвященный 40-летию кафедры футбола и ручного мяча. - Т.: УзГИФК, 2007. С. 126-128.

2. Кошбахтиев И.А., Эрдонов О.Л.Мини-футбол как эффективное средство совершенствования физической подготовленности студентов специального факультета //Мат. межд. научно-практ. конф. 4-5 июля. Иркуртск, 2009. С. 171-173.

3. Данилова А.М., Мальковская Т.М., Биленькая О.Н. Применение спортивных игр в учебном процессе по физическому воспитанию //Мат. всероссийской научно-практ. конф. 20-22 июня. М., 2006. С. 49-57.

4. Губа В.П., Родион А.В. Модернизация теории и методики спортивных игр //Теория и практика физической культуры. М., 2010. №4. С. 16-20.

5. Айрапетьянц Л.Р. Педагогические основы планирования и контроля соревновательной и тренировочной деятельности в спортивных играх: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1992. 41 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.