Анализ копинг-стратегий подростков склонных к девиантному поведению

Колиева Р.Р.
Колиева Регина Робертовна / Kolieva Regina Robertovna - психолого-педагогический факультет, cтудент
Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г.Владикавказ

Аннотация: в статье рассмотрено понятие «копинг-стратегии», а так же приведены его определения, представлены авторы рассматривающие данную тему. Описаны классификации копинг-стратегий поведения подростков склонных к девиантному поведению.

Abstract: the article discusses the concept of «coping strategies», as well as shows its determination, the authors presented considering this topic. Describes the classification of coping - strategies of adolescents prone to deviant behavior.

Ключевые слова: «копинг-стратегии», подростки, девиантное поведение, классификация копинг-стратегий.

Keywords: «coping strategies», adolescents, deviant behavior, classification of coping strategies.

Возрастает интерес к анализу формирования механизмов копинг стратегий, помогающих поддерживать устойчивое отношение к себе  и эмоциональное  принятие подростками своего собственного «Я».

Актуальность проблемы проявляется в усугубляющейся тенденции к увеличению количества подростков, имеющих отклонения в поведении.

Изучению проблемы формирования и предназначения роли копинг стратегий в развитии личности посвящены работы З. Фрейда, К. Хорни, А. Фрейд, А. Маслоу, Ф. Перлза и др. В отечественной психологии исследованием копингов у человека занимались Д.Н.Узнадзе, В.Н. Мясищев, Ф.В. Бассин, Е.Л. Доценко, Э.И. Киршбаум, И.М. Никольская, P.M. Грановская и др.

По мнению Малых С.Б., Гиндина Е.Д., Кузнецова И.В., Лобаскова М.М., подростку с отклоняющим поведением присуще сочетание некоторых психологических особенностей, таких как: несформированность высших эмоций, ограниченность интересов, отсутствие социально значимых установок, низкий самоконтроль, психическая неуравновешенность, установка на быстрое удовлетворение потребностей при минимальных затратах усилий, неопределенность жизненной перспективы, нарушение психологических адаптивных механизмов. Все это может вести к стремлению изменить свое психическое состояние [2].

Вышеперечисленные обстоятельства позволяют рассматривать изучение стратегий преодоления как важнейшую проблему современной психологии. Особую актуальность данная проблема приобретает у подростков склонных девиантному поведению.

Особенностями трудной ситуации является психическая напряженность, серьезные переживания как особая работа над осознанием и преодолением жизненных событий или травм, изменение самооценки, и к тому же выраженная потребность в их коррекции и в психологической поддержке.

«Копинг» – это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией согласно ее собственной логике, преимущественно в жизни человека и его психологическими возможностям [1].

Работа Анны Фрейд «Эго и Механизмы Защиты» была важным шагом в развитии и популяризации психоаналитических идей о механизмах психологической защиты. Наряду с обоснованием десяти механизмов защиты, описанных ее отцом (регрессия, вытеснение, формирование реакции, изоляция, пассивность, проекция, интроекция, замещение, отрицание, сублимация), А. Фрейд добавила несколько новых механизмов: идентификация с агрессором, уничтожение сделанного, фантазирование, интеллектуализация и альтруистическая уступка. Все последующие исследования психологической защиты основывались па списке механизмов, собранных А. Фрейд [1].

Отрицательной чертой ранних теорий копинга было то, что они не описывали подробно, как с помощью мыслей и поступков человек справляется с различными стрессовыми ситуациями, такими как болезнь, потеря близкого человека, другие интерпсихические и интрапсихические угрозы, которые  возникают  в определенных жизненных условиях [3]. Так как интерес к копинг-стратегиям появился в психологии относительно недавно и из-за сложности самого феномена совладания с трудностями, ученые еще не обозначили единую классификацию копинг-поведения.

Работы по копинг-стратегиям пока еще являются достаточно неполными, поэтому практический каждый новый ученый выдвигает свою собственную классификацию.

Предлагаются разные их классификации:

1. Направленные на проблемы/на эмоции копинг стратегии. Исследователи, впервые использовавшие понятие копинга в психологии, предложили и первую классификацию копинг стратегий. Р. Лазарус (R. Lazarus) и С. Фолкман (S. Folkman), предложили бинарную классификацию, разделив их по направленности:

а. на проблемы стратегии (11 копинговых действий);

б. на эмоции стратегии (62 копинговых действия).

Согласно Р. Лазарусу, в совладании представлены и проблемно-направленный, и эмоционально-направленный аспекты. В свою очередь Р. Мус и Д. Шеффер (R. H. Moos, J. A. Shaefer) выделили 3 вида стратегий:

1. направленные на оценку (установление значения ситуации для самого субъекта);

2. направленные на проблему (принятие решений и совершение конкретных действий для преодоления стресса);

3. направленные на эмоции (управление чувствами и поддержание эмоционального состояния). Л.Перлин и К.Шулер (L.I.Pearlin, C.Schooler) предложили аналогичную классификацию, выделяя следующие 3 вида стратегий:

1. стратегия изменения способа видения проблемы;

2. стратегия изменения проблемы;

3. стратегия управления эмоциями.

Последние 2 классификации во многом повторяют классификацию Р. Лазаруса и С. Фолкман. При этом Р.Мус и Д. Шеффер а также Л. Перлин и К. Шулер выделяют в копинг стратегиях «направленность на проблему» действия 2 типов: когнитивные («направленность на оценку» и «изменение способа видения проблемы», соответственно) и поведенческие («направленность на проблему» и «изменение проблемы», соответственно). Многие из классификаций, возникавшие вслед за классификацией Р.Лазаруса и С.Фолкман, составлялись в той же традиции, предлагая бинарное разделение копинг стратегий по принципу «работа с проблемой»/«работа с отношением к проблеме». Таким образом, многие классификации  часто сводятся к различению между активными, направленными на проблему усилиями справиться с внешними запросами проблемы против более интроспективных усилий переформулировать или когнитивно переоценить проблему так, что она лучше соответствует внешним требованиям. 2. Когнитивные/поведенческие /эмоциональные копинг стратегии. Некоторые исследователи предлагают классификации, в которых копинг-стратегии различаются в зависимости от преобладающих процессов (эмоциональных, поведенческих, когнитивных), лежащих в их основе. Так, И.М. Никольская и Р.М.Грановская выделяют 3 больших группы копинг стратегий, проходящих на следующих уровнях: поведение, эмоциональная проработка подавленного и познание. Есть классификации, касающиеся только одного процесса. Так, например, Е. Коплик (E. Koplik), рассматривая полностью когнитивные копинг стратегии, предлагает бинарную классификацию: стратегия поиска информации и стратегия закрытости для информации. Напротив, П.П.Виталиано (P.P.Vitaliano) выделяет 3 способа эмоционально-ориентированного преодоления: самообвинение, избегание и предпочтительное истолкование. 3. Эффективные/неэффективные копинг стратегии. Некоторые исследователи полагают, что копинг стратегии лучше всего сгруппировать в копинговые стили, представляющие собой функциональные (эффективные) и дисфункциональные (неэффективные) аспекты совладания. Функциональные стили представляют собой попытки справиться с проблемой, с помощью других или без нее, в то время как дисфункциональные стили связаны с использованием непродуктивных  копинг стратегий. В литературе принято называть дисфункциональные копинг-стили избегающим совладанием. Так, например, Е. Фрайденберг и Р. Льюис (E. Frydenberg, R. Lewis) предлагают классификацию, в которой 18 стратегий сгруппированы в 3 категории: обращение к другими (обращение к другим за поддержкой, будь это сверстники, родители или кто-то еще), непродуктивное совладание (стратегии избегания, которые связаны с неспособностью справиться с ситуацией) и продуктивное совладание (работать над проблемой, сохраняя оптимизм, социальную связь с другими и тонус). Копинг стратегии в категории «обращение к другим» стоит особняком от категорий «эффективного» и «неэффективного» копинга [6].

Все подростки с девиациями поведения определяются общими тенденциями функционирования защитно-преодолевающей системы личности, что обнаруживается в сверхнормативной напряженности копинг стратегии с доминированием копингов примитивного уровня, с одной стороны, и сниженной эффективности совладающего поведения за счет преобладания в репертуаре непродуктивных копинг-стратегий, с другой.

Причем по мере нарастания выраженности поведенческих девиаций несовершеннолетних признаки дезадаптивности их защитно-совладающего поведения также увеличиваются [4].

Подросткам с девиантным поведением характерны неэффективные личностно-средовые копинг-стратегии, связанные с негативной и  искаженной Я-концепцией;  низкий уровень перцепции социальной поддержки; неоднозначная по интенсивности и получаемая прежде всего от неадекватных социальных сетей социальная поддержка; неустойчивый, более низкий уровень интернального локуса контроля над средой в отдельных сферах деятельности; относительно развитая эмпатия; отсутствие расхождения между реальным и идеальным компонентами самооценки. Низкая эффективность функционирования блока личностно-средовых ресурсов (негативная, слабо сформированная Я-концепция, низкий уровень восприятия социальной поддержки, эмпатии, интернального локуса контроля, отсутствие эффективной социальной поддержки со стороны окружающей среды и т.д.) способствует формированию неадаптивных стилей копинг-поведения. В процессе развития у каждого подростка формируется индивидуальный и своеобразный стиль поведения, управляющий состоянием и позволяющий преодолевать стрессы повседневной жизни (Р. Лазарус, С.Фолькман, Н.С.Хаан, В.М.Сирота, Н.А.Ялтонский, Т.Л.Крюкова, И.М. Никольская и др.). Главную роль в становлении копинг-поведении играет семейная среда. Негармоничное воспитание, строгие дисциплинарные воздействия, физические наказания, угрозы со стороны родителей могут способствовать появлению и развитию у ребенка тревоги и страха − одного из условий проявления защитного поведения для устранения внутреннего и внешнего дискомфорта, восстанавливающее внутреннее равновесие личности [5].

Именно эмоциональная поддержка значимых людей является для подростков важным условием в преодолении сложных ситуаций. Таким образом, неопределенность событий в жизни человека может быть связанна и с его субъективной картиной восприятия мира, его навыков и опыта в решении определенного вида жизненных событий.

Литература

  1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал 1994. №1.с. 3-19
  2. Малых С.Б., Гиндина Е.Д., Кузнецова И.В., Лобаскова М.М. Диагностика поведенческих и эмоциональных проблем у детей и подростков: стандартизация родительской формы Опросника Т. Ахенбаха на российской выборке. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса. Проблемы внедрения психолого-педагогических исследований в систему образования. Ч. 2. М.; ПЕР СЭ, 2004. С. 72-82
  3.  Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. Спб.: Речь, 2001.
  4.  Туманов Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. Саратов, 2002.
  5.  Фрейд А. Эго и механизмы защиты/А. Фрейд. - М, 2003.
  6.  Ссылка на web-страницу: Психология общения. Энцеклопедический словарь под общ. ред. А.А. Бодалева.  М. Изд-во «Когито-Центр», 2011г.URL: http://vocabulary.ru/dictionary/1095/word/koping-strategi-klasifikacija. (Дата обращения: 18.07.2014г.).




Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Анализ копинг-стратегий подростков склонных к девиантному поведению
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru