Джайнские космологические храмы

Грачкова Ксения Андреевна, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, факультет теории и истории культуры, студент, г.Санкт-Петербург

      В джайнизме разработан чрезвычайно сложный образ религиозного космоса. Дело в том, что последователи этой религии считают правильное и подробное представление о природе Вселенной необходимым условием для достижения освобождения. Несмотря на то, что джайнский космос в чем-то достаточно похож на индуистский или буддийский, наиболее яркое отличие заключается в том, что он не имеет ни начала, ни конца, и не был сотворен божественным существом.

      Джайнские космологические тексты описывают Вселенную как состоящую из мира (лока) и не-мира (алока). Не-мир – это пустое пространство, акаша, недоступное для проникновения и восприятия и отделенное от мира тройным слоем густой воды и ветра. Мир делится на нижний, средний и верхний. Представляет интерес и концепция, в свете которой, джайнская Вселенная предстает в форме человеческого тела, на уровне талии которого находится мир людей, т.е. срединный. Такая модель устройства Вселенной называется «лока-пуруша», т.е. «космический человек». Нижний мир состоит из семи слоев, наивысший из которых населен божествами, а остальные шесть – грешниками ада, живущими среди гнили и нечистот, страдающими от мучений и пыток. Верхний мир подразделен на 10 или 11 слоев и, соответственно, 62 или 63 небесных уровня, где обитают боги и освободившиеся от кармы джайны-сиддхи. Что же до среднего мира, «то это не столько реальная наша земля, сколько серия причудливым образом расположенных океанов, архипелагов и континентов, горных цепей, рощ и прудов со скальными дворцами, райскими кущами, алмазными стенами, хрустальными горами и волшебными деревьями» [1, c.252].

      Центральная часть обитаемого космоса – круглый остров Джамбу-двипа, вокруг которого концентрическими кругами располагаются другие материки. Он носит это название, потому что на нем растет дерево джамбу, т.е. яблоневое дерево. Оно «безначальное, состоящее из земли, несотворенное и окруженное своими сородичами»[3, c.117], что и отличает данный материк. Посреди Джамбу-двипы высится Мировая гора. Она состоит из трех уровней и увенчана нерукотворным храмом. Эта гора известна под названиями Меру, Сумеру, Мандара и т.д. Джамбу-двипа разделена на семь регионов, отделенных друг от друга горными цепями и озерами. В двух из этих регионов растут гигантские космические деревья, способные исполнять желания. Разные реки бегут из горных озер и впадают в Океан Соли, который окружает Джамбу-двипу со всех сторон. Люди населяют Джамбу-двипу и следующий материк Дхатаки-кханда-двипу и внутреннюю часть Пушкара-вара-двипы, третьего по счету материка. Эта область в целом имеет название  Адхаи-двипа − «два с половиной острова» или «мануша-лока» − человеческая Вселенная. Данная часть Вселенной для людей имеет невероятное значение, ведь только родившись здесь можно достичь освобождения.   А «по ту сторону не живут ни люди, ни животные, а только божества, небесные тела стоят неподвижно и вполовину меньше, чем обычные, нет деления времени, нет огня, облаков, дождей, грома и молний, не произрастают растения»[2].

      Еще одно место, которому уделяется большое внимание в космографии – это восьмой материк Нандишвара-двипа. На нем возвышаются четыре группы священных  гор по тринадцать в каждой, расположенных в основных направлениях света. На вершине каждой  – храм, итого 52 священных вершины. Описание их невероятной красоты очень подробно дается в Стхананга-сутре, тексте, составленном в первые века н.э. «Особая роль этого континента, наряду с  Адхаи-двипой, заключается в том, что таковой по разным поводам – будь то празднование окончания четырехмесячного затворничества или благоприятных событий жизни тиртханкара, регулярно посещается богами и богинями» [5]. Вообще же каждый континент имеет свои речные системы, горы, леса, сады и храмы. Так выглядит крайне упрощенная версия космоса. В джайнских космологических текстах поражают гигантские числа и сверхсложное построение тел, но поскольку мы имеем дело с религиозным сознанием,  непостижимость измерений выражает крайнюю сложность достижения освобождения в такой огромной системе.

      В связи с огромной важностью космологии в джайнизме, в искусстве этой традиции можно встретить множество космических элементов, переводящих крайне сложные и запутанные описания Вселенной в визуальную форму, что делает их доступными для восприятия. Однако, если росписи и скульптура лишь воспроизводят сложную структуру мироздания, то храмы позволяют верующим «побывать» в тех местах, куда могут попасть только боги, и поучаствовать в мифологических событиях. К тому же, постановка таких целей в архитектуре способствует созданию специального выразительного языка, отличающегося от таковых других традиций. Элементы космологии, вплетенные в монументальное искусство, представляют важный фактор в создании и укреплении джайнской религиозной идентичности.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Джайнские космологические храмы
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru
Научное издательство предлагает
Джайнские космологические храмы