Формирование когнитивного развития у детей дошкольного возраста

Ребенок познает язык прежде всего в общении со взрослыми и через эмоциональное восприятие. В процессе освоения им языковых явлений, исследователи отмечают, что развитие познавательных процессов и освоение языка взаимосвязаны. С.Н.Цейтлин утверждает, что когнитивное развитие является базовым по отношению к языковому, т.е. «любой языковой факт может быть в полной мере освоен ребенком лишь тогда, когда будут созданы для этого определенные когнитивные предпосылки. Но при этом надо заметить, что языковое развитие, в свою очередь, оказывает воздействие на развитие когнитивное, способствуя закреплению успехов ребенка в его когнитивной деятельности» [2,234]. Некоторые из правил, используемые детьми, являются общими правилами из взрослого языка. Многие из них изобретаются самостоятельно и могут действовать в пределах только узко ограниченной временно-языковой системы.

С.В.Плотникова также считает, что «слова не появляются в сознании ребенка готовыми, с присущими им в языке формой и значением, они как бы вызревают, постепенно приближаясь и по своей форме,  и по своему значению к единицам лексикона взрослого носителя языка, по мере когнитивного и речевого развития ребенка» [3,100].

Известно, что основу речевого развития дошкольника составляют познавательные процессы, информация об окружающей действительности, которую получает ребенок, и способы получения этой информации. Круг познания ребенка и способы познания находят прямое отражение в том, какие фрагменты языковой картины мира репрезентируются в его лексиконе. Например, к трем годам у ребенка уже появляется понимание и осознание того, что происходит в окружающем мире.

Ваня, 3 г. 5 мес. 

Просит папу дать ему хлебную корочку: «Папа, дай мне, пожалуйста, хлебушка с кожей».

В данной номинации ассоциативный перенос произошел по сходству внешнего вида. Ребенок называет явление другим словом, подчеркивая, таким образом, внешнюю связь между ними. Актуализация семантических признаков осуществляется за счет того, что дошкольник сближает значения слов «кожа» и «корочка». В Большом толковом словаре дается следующее определение слов: «кожа – наружный покров тела человека и животного»; «корочка – твердый наружный слой хлеба, пирога». Общий компонент – наружный слой чего-либо.

Ученые считают, что дети младшего дошкольного возраста еще не принимают условности наименования, поэтому они стремятся к буквальному пояснению той или иной ситуации.

В ходе когнитивного развития осуществляется дифференциация и категоризация познаваемых и постепенно осмысливаемых ребенком объектов и явлений, для которых подыскиваются соответствующие языковые формы из числа представленных в инпуте, а отчасти и конструируемых самостоятельно на основе осваиваемых детьми языковых правил. «Обработка получаемых в инпуте фактов и их соотнесение с определенными внеязыковыми реалиями осуществляется языковым сознанием ребенка, которое находится в состоянии постоянного изменения и развития» [2,217]. Восприятие ребенком явлений окружающей действительности показано так, как оно представлено в его сознании. Значение семантического компонента определяет позицию самого ребенка. Значение слова в сознании детей не остается неизменным, семантические компоненты усложняются, структура слова подвергается постепенному анализу. «Семантическая структура детского слова подгоняется под структуру взрослого» [4,5], т.к. осваивая смысл слов, ребенок усваивает общечеловеческий опыт, отражая объективный мир с различной полнотой и глубиной, поэтому для осознания любого языкового факта должны созреть необходимые предпосылки. В сознании детей предметы объединяются в классы по принципам, которые взрослому человеку не представляются существенными.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Формирование когнитивного развития у детей дошкольного возраста
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru