Формирование когнитивного развития у детей дошкольного возраста

При уточнении семантики слова через внутреннюю форму наименования  детьми в качестве мотивировочных признаков избираются чаще всего те, которые несут  наиболее важную информацию о предметно-понятийной зоне значения слова, в частности о функции обозначенной словом реалии.

Поскольку слова еще не приобрели достаточной устойчивости в речи детей, поэтому очень часто они оказываются заменителями друг друга.

Алеша, 4 года.

Едем в поезде в Крым. Утром Алеша выглядывает в окно, там пасмурно, небо вчера еще синее, сегодня стало серым: «Мама, посмотри, небо сгнило

В данном случае мы можем наблюдать вторичную номинацию, т.к. основанием для переименования послужил характер перенесенного признака; непрямая ассоциация по сходству цвета­. Значение слова «сгнить – разрушиться, подвергнувшись гниению», «гнить – разрушаться, подвергаясь органическому разложению, разлагаться»;  «пасмурный –  с облаками, закрывающими небо, сумрачный». Общий семантический компонент – темный цвет. В данном случае – это сужение значения за счет включения в семантику слова дополнительных смысловых компонентов. Т.е. ребенок говорит не о том, что небо пасмурное, а о том, что оно испортилось, приобрело темный цвет.

Во взрослом языке всегда есть ограничения в сочетаемости понятий: о птицах, например, мы говорим стая, о людях – толпа, о коровах, овцах – стадо. Но такие ограничения детьми усваиваются не сразу. Поэтому иногда у них можно услышать много нелепых сочетаний.

Девочка, 5 л. 4 мес.

Видит множество машин на проезжей части: «Ого, какая толпа машин!» [6,539]

Мальчик, 6 л. 11 м.

– Целая толпа укропа здесь вырастет! [6,539]

Актуализация семантических признаков идет за счет когнитивного процесса освоения слова. Как можно заметить, ребенком дошкольного возраста не дифференцируется множественность. Номинация вторичная, непрямая, ассоциативный перенос в результате синтагматической близости произошел ввиду недостаточно развитых познавательных процессов, путем соединения разных семантических компонентов. Ребенок не может еще различить названия объединенных совокупностей. В словаре мы видим следующее значение слова «толпа – неорганизованное скопление людей; сборище». Обобщение производится ребенком на основе перцептивных признаков, воспринимаемых органами чувств.

Как было ранее замечено, нередко значение слова в лексиконе ребенка отличается от значения в слове в системе языка. Ребенок дошкольного возраста употребляет слова для обозначения тех явлений действительности, с которыми это слово не соотносится. Общаясь со взрослыми, дети, как правило, вычленяют смысл слова в опоре на конкретную ситуацию употребления.

Надо заметить, что внеязыковые факторы очень важны для ребенка, поскольку они несут в себе информацию об окружающей действительности.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Формирование когнитивного развития у детей дошкольного возраста
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru