Страница 1 из 4 Тарасова Надежда Ивановна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа №17 «Юнармеец», структурное подразделение №2, учитель русского языка и литературы, г.Мичуринск Формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях
Федерального государственного образовательного стандарта
Перед системой общего среднего образования поставлены новые приоритеты. При этом ведущей является подготовка молодого поколения, способного адаптироваться в быстро меняющемся социуме, стремиться к творческой преобразующей деятельности и выходу за пределы стандартного опыта. В соответствии с этим, необходимо обеспечивать условия для самоопределения и самореализации молодого поколения. Успешность работы школы в условиях принятия ФГОС сегодня оценивается уровнем сформированности личностных качеств, способных к самостоятельной творческой деятельности. Но задача формирования творческих способностей учащихся является достаточно сложной. С одной стороны, для каждого ученика нужно создать условия, позволяющие свободно и раскованно решать различные проблемы. Причем, чем раньше у него будет «размах» и необычнее решения, тем лучше, так как это говорит об успешном развитии творческих способностей. С другой стороны, весь этот «свободный полет» мысли ученика должен проходить в рамках программ образовательных дисциплин и поддерживаемых школой норм поведения. Достижение поставленных целей во многом зависит от умения организовать эффективное взаимодействие с учащимися. Это определяет характер методического поиска адекватных средств организации познавательной деятельности учащихся, в связи с чем особенно важно осваивать инновационные технологии обучения, основной составляющей которых являются суъектно-субъектные отношения. Эти технологии прежде всего направлены на развитие у учащихся умений оперировать информацией, выдвигать гипотезы, выбирать правильный способ решений в проблемной ситуации и т.д. Традиционная система обучения не предусматривала развитие целого ряда особенностей общего развития ребенка. Речь идет о способности к рефлексии, воображении, способности идти на риск без страха перед возможной ошибкой, умение самостоятельно разрабатывать программу своих действий и реализовывать ее, о способности к творчеству и др. В условиях реализации ФГОС задача развития интеллектуальных и творческих способностей стала одной из главных. Выбор адекватных средств организации творческой деятельности велик, но наибольший эффект дают такие методы, как: − творческое задание; − постановка проблемы или создание проблемной ситуации; − дискуссия (организация обсуждения материала); − перевод игры на другой, более сложный уровень; − создание креативного поля; − проектная деятельность и др.
|