Страница 1 из 2 Коваленко Ирина Григорьевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3, учитель иностранных языков, Новосибирская область, Барабинский район Готовность школьников к профессиональному самоопределению
Профессиональное самоопределение всегда было актуально для школьников, старших школьников. В современных экономических условиях эта проблема стоит особенно остро, так как общество предъявляет особые требования к современному специалисту. Считаю, что профориентационная работа является основой образовательного процесса, так как способствует осознанию школьниками вопроса смысла обучения − «зачем я вообще учусь?». С переходом на профильное обучение и введением регионального компонента по технологии в Новосибирской области с 2009 года в нашей школе ведутся профориентационные курсы. «Основы выбора профессии» − 8 класс, «Мое профессиональное самоопределение» − 9 класс. «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда» − 10 - 11 классы. Цель введения регионального компонента государственных образовательных стандартов по технологии − актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников, вариативного построения траектории профессионального обучения и карьеры с учетом требований рынка труда Новосибирской области [1,c.7]. Профориентационной работой охвачены обучающиеся всех возрастных категорий. Для школьников старшего школьного и юношеского возраста проблема выбора профессии становится наиболее актуальной, т.к. они стоят на пороге профессионального выбора. Психолого-педагогическое сопровождение на предпрофильном этапе учащихся 8-9 –х классов, которые сталкиваются с серьезной проблемой выбора профиля дальнейшего обучения и будущей профессии, обеспечивает учащимся возможность грамотно построить индивидуальную образовательную траекторию, проанализировать свои действия по совершению выбора, воспользоваться в полной мере той информацией, которую предоставляет предпрофильная подготовка. Программы курсов построены на сопоставлении основных факторов альтернативного выбора «хочу», «могу» и «надо» применительно к ситуации выбора профиля обучения. На уроках школьники знакомятся с профессиональным учебным пространством региона, с правилами выбора профессии. Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования, предъявляемые к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Изучить свои интересы, склонности, предпочтения, особенности нервной системы, темперамента, характера, ценностные ориентации (то есть ответить на вопросы: кто я?; чего я хочу?; что я могу?) помогает диагностика. По результатам диагностики школьники сопоставляют свои возможности с требованиями, предъявляемыми к образовательным профилям, избираемой профессии. Завершающие занятия предусматривают овладение учениками способами и приемами планирования профессиональной перспективы. Результат − осознанный выбор профиля обучения с учетом возможностей личности и профессиональных потребностей, а также требований рынка труда Новосибирской области.
|