Хронотоп «Поэмы без героя» А.А. Ахматовой

Хомяков Сергей Александрович,
Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И.Евдокимова,
старший преподаватель,
г.Москва
Хронотоп «Поэмы без героя» А.А. Ахматовой

В последнее время многочисленные работы, посвященные творчество А.А.Ахматовой, не обходят стороной итоговое (текст жизни − текст искусства − текст истории [3,c.99]) произведение, «Поэму без героя», что, в частности, кроется в различных формах проявления времени и пространства. Хотелось бы, не останавливаясь на художественных особенностях и многочисленных аллюзиях, обратиться к пространственной и временной композиции текста [2,с.223-242.].

Все произведение состоит из девяти компонентов (во избежание путаницы назовем именно так): «Вместо Предисловия»; «Посвящение»; «Второе посвящение»; «Третье и  последнее»; «Вступление»; «Часть Первая» («петербургская повесть»), которая включает «Главу первую», «Главу вторую», «Главу третью» и «Главу четвертую и последнюю»; «Послесловие», «Часть вторая» («Решка»), «Часть третья» («Эпилог»).

«Вместо предисловия» отличается эпичностью повествования, так как в основе история создания поэмы. Место действия − Ташкент и Ленинград. Художественное время максимально приближено к хронологическому времени, описаны события прошлого.

«Посвящение» − один самых сложных компонентов произведения: во-первых, до сих пор нет четкого представления о том, кому оно адресовано, во-вторых, благодаря ему возможны события, описанные в «Части Первой». Не случайно Ахматова оформила «Посвящение» в виде лестницы.  Хронологическое и художественное (26 декабря 1940 год) совпадает. Место действия − Фонтанный Дом (закрытое пространство), открытое пространство создается при помощи аллегорических образов (моря, музыки, кладбища, зеленый дым), наполненных определенными коннотациями. Использована граница как рубеж между прошлым и настоящим. Все эти особенности, проявленные в самом начале произведения, указывают на одну из главных особенностей художественного пространства «Поэмы без героя» − эффект матрешки (пространство в пространстве).

 «Второе посвящение», написанное значительно позже первого (25 мая 1945 года), рассказывает о главном персонаже − О.Глебовой-Судейкиной, чем и обусловлено художественное место − Фонтанный Дом, время эпоса − настоящее, что достигается при помощи мотива сна, позволяющего разорвать временные границы.

«Третье и последнее» посвящение, датированное 5 января 1956 года, наполнено религиозной тематикой, обрядами, а также рассуждениями о дальнейшей судьбе «Поэмы без героя», этим и объясняется смешение настоящего, прошедшего и будущего (не грамматического, а сюжетного!) времени. Место действия − Дворец Фонтанный.

«Вступление», написанное 25 августа 1941 года, отличается оформлением от более поздних посвящений (в виде лестницы), сменой позиции наблюдателя (точка птичьего полета), высотой и простором (символ башни). Место действия − Осажденный Ленинград.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Хронотоп «Поэмы без героя» А.А. Ахматовой
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru
Научное издательство предлагает
Хронотоп «Поэмы без героя» А.А. Ахматовой