Страница 1 из 4 Блейх Надежда Оскаровна, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л.Хетагурова, факультет социальной работы, доктор исторических наук, профессор, г.Владикавказ Идеи кавказских просветителей XIX века о гуманизации школьного обучения
В современных условиях демократизации нашего общества все более возрастает роль гуманизации и гуманизации школьного образования, которое должно стать творческим и развивающим. Огромное значение для решения поставленных задач имеет использование передовых приемов обучения и воспитания из педагогического наследия прошлого. Крупнейшие мыслители и педагоги прошлого всегда понимали важную роль учителя в подготовке подрастающих поколений к жизни, поэтому в своих выступлениях, статьях и полемических заметках требовали от него соответствующего материально-правового статуса в обществе. Наиболее последовательную позицию в защите прав педагога занимали К.Хетагуров, Г.Дзасохов, Х.Уруймагов, И.Чавчавадзе, А.Гассиев. Они ставили перед правительством вопросы об улучшении материально-правового положения учителя, а перед органами школьного управления − вопрос об улучшении постановки школьного дела и развития творческой активности учителя. Они требовали от кавказской администрации принятие неотложных мер для решения этих проблем. Так, рисуя неприглядное положение, условия жизни и работы педагога, К.Хетагуров подчеркивал, что в горной местности школьные учреждения не были похожи на просветительские учреждения ввиду отсутствия нормальных помещений и гигиенических условий труда. Кроме того, отсутствие квартир, низкая заработная плата и несвоевременность ее выплаты создавали трудности в работе рядовых народных учителей [7, с.312]. Во многих селах Северного Кавказа учителя нередко содержались лишь за счет мизерных средств обществ. Педагог Х.Уруймагов требовал от духовного ведомства не перекладывать свои обязанности в этом вопросе на народ, а взять их полностью на себя. Показывая бесправное положение учителя, он с сожалением отмечал, что ведомство школ православного христианства на Кавказе, преследуя исключительно миссионерские цели, отстраняло от заведования школами прогрессивных учителей и заменяло их безграмотными священниками. Последние, превращая школу в ведомственное орудие «в руках духовно-учебного начальства», вели надзор над педагогами. «Опоздай учитель на службу в церковь, − писал Уруймагов, − замечание ему со стороны заведующего-священника готово. За непосещение церкви на учителя доносили инспектору школ» [4, с. 37-47]. О плохих условиях жизни педагогов говорил и учитель Г.Дзасохов, выступавший в печати против правительственных циркуляров, регламентирующих каждый его шаг и сковывавших его творческую инициативу. По словам педагога, циркуляры «вгоняли учителя в тот футляр, в котором он переставал жить и мыслить как живое существо» [3].
|