Идеи кавказских просветителей XIX века о гуманизации школьного обучения


Что же касается Х.Уруймагова и его отношения к данной проблеме, то он указывал, что успех школы, душой которой является ее учитель, зависит от его социальной и теоретической подготовки и от умения применять свои знания на практике. И далее, размышляя в духе идей педагога Дистервега, он говорит: «Никто не в состоянии дать другому того, чего у него самого нет. Требуется, значит, специальная подготовка для удачного выполнения того или иного дела. Воспитатель, учитель, вероучитель и наставник могут влиять воспитывающим и развивающим образом на ученика тогда, когда они сами развиты и воспитаны. Раскрывая непрерывный характер образования и необходимость систематической работы учителя над собой, Уруймагов подчеркивает, что “истинно развивающее и образовывающее действие учителя на ученика может продолжаться только до тех пор, пока он сам занимается своим саморазвитием и самообразованием» [6].
Общетеоретическую и специальную педагогическую подготовку учителей горские просветители предлагали проводить в стенах средних и высших учебных заведений, а для начальных школ - через учительскую и духовную семинарии, но с тем, чтобы эта система гармонировала с требованиями прогрессивно-демократической педагогики. Для решения проблемы учительских кадров они предлагали использовать также создаваемые при некоторых кавказских гимназиях на базе старшеклассных групп двухгодичные педагогические курсы. В целях устранения антипедагогических методов и приемов воспитания и обучения детей в мусульманских школах и подготовки из них педагогов, Х.Уруймагов предлагал учебно-духовному ведомству Кавказа создать для мусульманской части населения Северного Кавказа нечто вроде мусульманско-духовных семинарий, которые на основе русского и арабского языков давали бы семинаристам религиозно-педагогическое образование.
Придавая огромное значение совершенствованию процесса обучения и овладению учителями прогрессивными методами работы, Г.Дзасохов, Я.Гогебашвили, И.Чавчавадзе, А.Гассиев, Г.Чочиев, Х.Уруймагов и другие видные горские педагоги предъявляли к ним повышенные требования с тем, чтобы взамен прежних схоластических систем, они утверждали в школах осмысленное и сознательное обучение, направленное на умственное развитие учащихся. Они рекомендовали учителю оказывать на детей воспитательно-образовательное и развивающее влияние, действуя главным образом на их рассудок и сообщая им полезные сведения из разных областей знания.
Просветители-педагоги советовали учителю отказаться от простого заучивания материала, а чаще придерживаться приемов развития обучения. По этому поводу А.Гассиев писал: «Заучивание на память не то, что развивающее учение. Первое выдерживают немногие счастливцы, второе содействует природе, умножает у всех детей дары природы, культивирует их, никого не губит. От первой дети бегут, второе их манит» [2].
Вместе с тем педагоги ставили перед учителем задачу вытравливания из сознания учащихся разных нелепых предрассудков и суеверий, которыми дети нередко заражались еще в дошкольном возрасте.
Указывая на оторванность школы от жизни, просветители ориентировали учителя на усиление просветительской работы среди населения с целью поднятия его культурно-образовательного уровня.
  Таким образом, дореволюционная северокавказская школа не всегда удовлетворяла духовные запросы населения. Она также мало развивала детей, мало давала им необходимых жизненных знаний.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Идеи кавказских просветителей XIX века о гуманизации школьного обучения
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru