Страница 3 из 4
Что же касается Х.Уруймагова и его отношения к данной проблеме, то он указывал, что успех школы, душой которой является ее учитель, зависит от его социальной и теоретической подготовки и от умения применять свои знания на практике. И далее, размышляя в духе идей педагога Дистервега, он говорит: «Никто не в состоянии дать другому того, чего у него самого нет. Требуется, значит, специальная подготовка для удачного выполнения того или иного дела. Воспитатель, учитель, вероучитель и наставник могут влиять воспитывающим и развивающим образом на ученика тогда, когда они сами развиты и воспитаны. Раскрывая непрерывный характер образования и необходимость систематической работы учителя над собой, Уруймагов подчеркивает, что “истинно развивающее и образовывающее действие учителя на ученика может продолжаться только до тех пор, пока он сам занимается своим саморазвитием и самообразованием» [6]. Общетеоретическую и специальную педагогическую подготовку учителей горские просветители предлагали проводить в стенах средних и высших учебных заведений, а для начальных школ - через учительскую и духовную семинарии, но с тем, чтобы эта система гармонировала с требованиями прогрессивно-демократической педагогики. Для решения проблемы учительских кадров они предлагали использовать также создаваемые при некоторых кавказских гимназиях на базе старшеклассных групп двухгодичные педагогические курсы. В целях устранения антипедагогических методов и приемов воспитания и обучения детей в мусульманских школах и подготовки из них педагогов, Х.Уруймагов предлагал учебно-духовному ведомству Кавказа создать для мусульманской части населения Северного Кавказа нечто вроде мусульманско-духовных семинарий, которые на основе русского и арабского языков давали бы семинаристам религиозно-педагогическое образование. Придавая огромное значение совершенствованию процесса обучения и овладению учителями прогрессивными методами работы, Г.Дзасохов, Я.Гогебашвили, И.Чавчавадзе, А.Гассиев, Г.Чочиев, Х.Уруймагов и другие видные горские педагоги предъявляли к ним повышенные требования с тем, чтобы взамен прежних схоластических систем, они утверждали в школах осмысленное и сознательное обучение, направленное на умственное развитие учащихся. Они рекомендовали учителю оказывать на детей воспитательно-образовательное и развивающее влияние, действуя главным образом на их рассудок и сообщая им полезные сведения из разных областей знания. Просветители-педагоги советовали учителю отказаться от простого заучивания материала, а чаще придерживаться приемов развития обучения. По этому поводу А.Гассиев писал: «Заучивание на память не то, что развивающее учение. Первое выдерживают немногие счастливцы, второе содействует природе, умножает у всех детей дары природы, культивирует их, никого не губит. От первой дети бегут, второе их манит» [2]. Вместе с тем педагоги ставили перед учителем задачу вытравливания из сознания учащихся разных нелепых предрассудков и суеверий, которыми дети нередко заражались еще в дошкольном возрасте. Указывая на оторванность школы от жизни, просветители ориентировали учителя на усиление просветительской работы среди населения с целью поднятия его культурно-образовательного уровня. Таким образом, дореволюционная северокавказская школа не всегда удовлетворяла духовные запросы населения. Она также мало развивала детей, мало давала им необходимых жизненных знаний.
|