Информационные технологии как инструмент реализации задач таможенного администрирования

 

Белоусова Т.И.

Белоусова Татьяна Ивановна / Belousova Tatyana Ivanovna - кафедра организации таможенного контроля и технических средств таможенного контроля, кандидат экономических наук, доцент.

Российская таможенная академия,(филиал),г. Владивосток

 

Аннотация: в статье рассматриваются виды и формы информационных технологии, реализующих задачи таможенного администрирования, направления и проблемы их развития.

Ключевые слова: информационные технологии,информационные системы, таможенное администрирование, электронное декларирование, предварительное информирование, система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Keywords: information technologies, information systems, customs administration, electronic declaring, preliminary informing, system of interdepartmental electronic interaction (SIEI).

 

Вступление России во Всемирную торговую организацию, интеграция российской экономики со странами ЕС и организация Единого таможенного пространства Таможенного союза предъявляют новые требования к таможенной деятельности.

Реализация этих требовании включает в себя решение целого комплекса задач. Одной из таких задач является обновление и дальнейшее развитие всей таможенной и паратаможенной инфраструктуры для оказания помощи и содействия внешней торговли. Как отмечают специалисты в области таможенного дела, приоритетным направлением при решении данной задачи является «развитие сферы услуг для участников внешнеэкономических связей»[1,83]. Тем самым решается важная задача оптимального сочетания мер по обеспечению интересов государства и интересов участников ВЭД, созданию благоприятных условий для расширения деятельности российского бизнеса, повышению конкурентоспособности страны.

Рост объема внешней торговли и возрастающая нагрузка на таможенные органы обуславливает широкое применение современных информационных систем и технологий, особенно в решении задач таможенного администрирования.

Использование информационных систем и технологий в таможенном администрировании позволяет упростить и ускорить выполнение таможенных операций по таможенному контролю, в том числе за счет использования электронной формы декларирования и системы управления рисками, накапливать информацию об участниках внешнеэкономической деятельности и иных лицах, оперативно осуществлять информационный обмен с заинтересованными лицами, иными российскими органами государственной власти, зарубежными таможенными органами, в порядке, и на условиях, установленных российским законодательством.

Одним из наиболее действенных способов повышения эффективности таможенного администрирования являются механизмы предварительного информирования и электронного декларирования. Развитие их связано с рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли. Соблюдение их определяется требованиями Всемирной торговой организации (ВТО), а, следовательно, одним из условий членства России в ВТО.

Электронное декларирование в Таможенном кодексе Таможенного союза (статья 4 «Основные термины») трактуется как «заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров». Отсюда следует, что «электронное декларирование» не более чем подача документов и сведений таможенному органу в электронной форме. В то же время на практике и научно-технической литературе [2,54] под электронным декларированием понимают не только подачу документов и других сведений в электронной форме, но и выполнение с использованием компьютерных систем таможенных операций для проверки заявленных в электронной форме сведений и выпуска товаров.

В системах электронного декларирования все сведения и документы, необходимые для выполнения таможенных операций, предоставляются в электронном виде. При этом участники процесса взаимодействуют между собой с использованием средств электронного обмена. Поэтому системы электронного декларирования − по сути, системы электронного документооборота, которым присущи все компоненты таких систем.

Однако, действующая система электронного декларирования это не просто использование электронных документов для таможенного оформления и контроля. Это новая таможенная техноло­гия с более высоким уровнем формализации, которая содержит ряд особенностей, в частности: использование при представлении документов и выполнении таможенных операций исключительно электронных форм документов; создание единого национального центра приема и обработки деклараций и иных сведений, направляемых в таможенные органы; удаленный компьютерный доступ декларанта и иных участников ВЭД при предоставлении документов, необходимых для оформления товара и транспортного средства в таможенном отношении, и электронном обмене с таможенными органами; полная автоматизации документального контроля; применение системы автоматической проверки рисков для оценки вероятности нарушения таможенных правил; возможность осуществления платежей с использованием электронной платежной системы; особая нормативно-правовая база.

Еще одной особенностью технологии электронного декларирования является подача при декларировании не документов, а некоторых сведений. Если все же необходимо получить конкретный документ (например, вывести на печать), то он формируется из представленных сведений. Это упрощает процесс декларирования, сокращает объем информации (раз введенные сведения используются в нескольких документах).

Российская система электронного декларирования пока еще не совершенна, некоторые из базовых принципов таких систем в ней недостаточно развиты и находятся в стадии реализации. Например, только сейчас начинают создаваться электронные on-line базы данных разрешительных документов. Однако, по действующей на 2014 г. системе таможенные органы принимают деклараций только в электронной форме.

Предварительное информирование − важный принцип современных технологий, транзитных перевозок и таможенного декларирования. Предварительное информирование− это представление документов и сведений в таможенный орган в электронном виде до фактического прибытия товаров и транспортных средств на пункт пропуска и/или прибытия к месту фактического выпуска товара.

Предварительное представление сведений о перемещаемых товарах и транспортных средствах − важнейшее условие сокращения времени выполнения таможенных операций без снижения качества таможенного контроля. Особенно это актуально для таможенных процедур ввоза товара.

Предварительное информирование выгодно как таможенному органу, так и участнику ВЭД. Предварительное представление таможенному органу документов и сведений о перемещаемом товаре и транспортном средстве позволяет выполнить ряд таможенных операций еще до фактического прибытия товара в пункт пропуска или место выпуска товара. Так, таможня может произвести ряд контрольных операций до прибытия товара; оперативно (еще до доставки товара в пункт пропуска) информировать декларанта и перевозчика о запретах и ограничениях, если они не представили необходимых сведений и др.). В результате возможно существенное сокращение времени выпуска товара при его предъявлении таможенному органу.

Впервые предварительное информирование стало масштабно применяться в таможенном деле в автоматизированной системе ACS таможенной службы США. С 2011 года предварительное информирование стало обязательным при международных перевозках между странами Таможенного союза и странами Европейского союза. С июля 2012 года предварительное информирование становится обязательным для всех транзитных перевозок по территории Таможенного союза [3].

Всемирная таможенная организация считает показателем высо­кого уровня развития таможенной службы использование предварительной информации.

Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999 г.) предусматривает необходимость разработки таможенных процедур, обеспечивающих использование предварительной информации и ее передачу в электронном виде. В рамочных стандартах ВТО, принятых в конце 2005 года, этому вопросу посвящен отдельный стандарт (стандарт 6 «Предварительная электронная информация»).

В развитие основных положений Киотской конвенции и Рамочных стандартов ВТО в марте 2006 года приказом ФТС № 192 была утверждена «Концепция системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации»(далее − Концепция), в которой сформулированы цели и основные принципы организации предварительного информирования, в том числе в электронной форме. Она представляет совокупность взглядов на правовые, технологические и информационно-технические вопросы, связанные с организацией представления предварительной информации и с ее использованием таможенными органами.

Концепция предполагает создание системы предварительного информирования таможенных органов РФ (СПрИнТ)с учетом приоритетных направлений деятельности таможенной службы (система управления рисками, электронное декларирование, интеграция Автоматизированной системы контроля за таможенным транзитом с Новой компьютеризированной транзитной системой (NCTS) стран ЕС, развитие партнерских отношений между таможенными органами и деловыми кругами и т.д.). Эта система является взаимоувязанным элементом единой автоматизированной системы таможенного контроля.

Таможенные органы осуществляют обмен предварительной информацией с таможенными органами (службами) иностранных государств в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза или одного из государств-членов Таможенного союза с этими государствами.

Для реализации Концепции о предварительном информировании, в рамках Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов, создана информационная система «Управление предварительным информированием» (УПИ). Система обеспечивает прием, обработку и доведение предварительной информации до таможенных органов. Данная информация необходима для последующего использования при оформлении прибытия товаров различными видами транспорта, а также при открытии процедуры транзита[2,100].

Широкое распространение Интернет и совершенствование способов информационной безопасности при работе в сети Интернет привело к появлению новых систем электронного декларирования и схем взаимодействия декларантов с таможенными органами.

На базе Интернет-декларирования сейчас широко развивается технология удаленного выпуска товаров. В целом удаленный выпуск, как и другие передовые технологии, внедряемые таможенной службой в рамках модернизации существующей системы, способствуют реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации [6].

Удаленный выпуск предусматривает, что декларирование и выпуск товаров происходят во внутреннем таможенном органе. С применением технологии удаленного выпуска участники ВЭД могут подавать декларацию на товары в электронном виде, через сеть Интернет в таможенный орган, находящийся внутри территории страны. А ввоз, временное хранение товаров и их фактический контроль осуществляются в регионе деятельности внешнего таможенного органа, который приближен к государственной границе РФ.

Таким образом, документальный и фактический контроль осуществляют разные таможенные органы, а это позволяет проводить таможенное декларирование товаров без привязки участников ВЭД к таможенным постам и месту нахождения товара и организовывать таможенный досмотр (осмотр) товаров и транспортных непосредственно на приграничной таможни. Участники ВЭД могут выбирать такие логистические схемы доставки товаров, которые наиболее экономичны, что сокращает их финансовые затраты, появляется возможность получения бумажной копии таможенной декларации с отметками о выпуске товаров в удобном таможенном органе, находящемся в месте декларирования или в месте нахождения товаров.

Несмотря на сравнительно небольшой срок своего существования, данная технология приобретает заслуженную популярность и востребованность, т.к. позволяет сократить поток большегрузного автотранспорта, следующего в крупные города, уменьшить документооборот при таможенном декларировании и контроле.

В связи с этим и таможенники, и деловые круги заинтересованы в развитии и более интенсивном применении этой технологии.

Говоря о развитии и преимуществах технологий электронного декларирования, нельзя не затронуть проблемы в этой области. Одна из основных − отсутствие единого информационного пространства между таможенными органами, иными смежными государственными органами и участниками ВЭД.

Решением указанной проблемы является реализация механизма «Единого окна» в рамках деятельности таможенных органов Таможенного союза. В Рекомендации № 33 СЕФАКТ ООН, концепция «Единого окна», подразумевает механизм, который позволяет сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, представлять стандартизованную информацию и документы с использованием единого пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита. Идея единого окна реализует унификацию и автоматизацию процессов выдачи и учета всех разрешений на основе IT технологий, интеграцию баз данных всех субъектов, осуществляющих разрешительную деятельность и оказывающих услуги по внешнеторговым операциям.

Практически все таможенные администрации мира, как составную часть механизма «Единого окна», используют технологию порталов.

Сегодня все участники ВЭД, занимающиеся международными перевозками и представлением услуг для оформления в таможенном отношении товаров, создают сайты-порталы для взаимодействия со своими клиентами. Через них можно получить консультации, оформить сделки, получить необходимую информацию и ответы на заданные вопросы.

Особо следует отметить роль сайтов фирм-разработчиков программного обеспечения для таможенного декларирования. На них не только можно получить полезную информацию и консультации в области таможенного дела, но и сделать заказ и скачать нужные программы, получить обновления программ, провести проверку подготовленной декларации и др.

Большинство из них позиционируют себя также в качестве информационных операторов, которые берут на себя функции посредников при организации электронного обмена между участниками ВЭД и таможенными органами при осуществлении декларирования и предварительного инфор­мирования в электронной форме.

Порталыпредставляет собой программную on-line систему предназначенную для организации информационного взаимодействия экспортеров, импортеров, таможенных представителей (брокеров), перевозчиков и других участников ВЭД в процессе оформления внешнеторговых сделок, в том числе подготовки пакета документов, необходимых для оформления товара в таможенном отношении.

Средства порталов позволяют заинтересованному лицу, создающему документы для тамо­женных целей сформировать на основании документов, полученных от других участников ВЭД, весь пакет электронных документов для таможни.

Многопользовательский режим работы порталов организует единое хранилище данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию и обеспечивающего одновременный доступ к ней любого необходимого количества пользователей, наделенных соответствующими полномочиями. Например, при КПС «Прототип портала «Морской порт»». Доступ к КПС имеют уполномоченные сотрудники администрации порта; лица, связанные с перемещением товаров через таможенную границу ТС морским (речным) транспортом и обладающие информацией о товаре; судовые агенты, имеющие информацию о судне и перевозимых на нем товарах; уполномоченные сотрудники компаний, осуществляющих выгрузку и погрузку товаров с морских судов, их хранение в ЗТК и СВХ; судовые агенты, имеющие информацию о судне и перевозимых на нем товарах; должностные лица, осуществляющие таможенные операции и таможенный контроль товаров и транспортных средств в морских портах, а также госконтроль (надзор) за перемещением подконтрольной продукции через границу.

При работе в многопользовательском режиме работы портал фактически выступает в качестве элемента системы коллективной работы с документами, в том числе при подготовке и формировании пакета документов для целей таможенного декларирования. Возможности работы с документами аналогичны режиму однопользовательскому, при этом допускается работа по созданию и отправке сведений в систему предварительного информирования таможенных органов. Однако, в связи с тем, что в этом режиме с документами работает множество людей по разным бизнес-процессам, предусмотрена возможность устанавливать ограничения на действия отдельных пользователей, делать «невидимыми» отдельные документы, настраивать систему под конкретный бизнес-процесс.

В рамках выполнения ФЗ от 27 июля 2010 года № 201 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» ФТС России завершает реализацию мероприятий по переходу на межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных услуг. Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) оптимизирует работу федеральных органов исполнительной власти, выдающих разрешительные документы, и таможенных органов, обеспечивающих контроль наличия таких разрешений при перемещении товаров через границу. Она также позволяет уменьшить количество разрешительных документов, которые декларант при проведении таможенного контроля предоставляет таможенникам в бумажном виде. С использованием этой системы возможно получение необходимых юридически значимых данных из разрешительных документов, которые выдают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. ФТС России организовало получение данных из информационных систем государственных органов с использованием СМЭВ не позднее, чем на следующий рабочий день после принятия решения о выдаче разрешительных документов заинтересованным лицам.

Алгоритм обмена и состав данных, передаваемых между информационными системами таможенных органов и федеральных органов исполнительной власти, регламентируются технологическими картами межведомственного взаимодействия (ТКМВ), которые разрабатывает ФТС России и согласовывает с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. За первый квартал 2014 года ФТС России было разработано и согласовано 6 ТКМВ в дополнение к 32 ТКВМ, разработанным и согласованным в 2012 и 2013 годах.[7]

ФТС России осуществляет регулярный мониторинг динамики развития и эффективности практической реализации межведомственного электронного взаимодействия.

Таким образом, внедрение информационных таможенных технологий, позволяет создавать более благоприятные условия для ведения бизнеса, обеспечивает ускорение и упрощение проведения таможенных операций и операций таможенного контроля. В Стратегии развития ФТС России до 2020 года совершенствование информационно-технического среды рассматривается одним из приоритетных направлений развития таможенной службы на долгосрочную перспективу.

Литература

  1.  Макрусев В.В., Сафронов А.В. Проблемные вопросы содействия участникам внешнеторговой деятельности (таможенный аспект) / Форум. Методический сборник. Выпуск 4. М.: РИО РТА, 1998, с.83.
  2.  Малышенко Ю.В. Таможенное декларирование и предварительное информирование в электронной форме : учеб. пособие / Ю.В. Малышенко ; Российская та­моженная академия, Владивостокский филиал. Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии. 240 с.
  3.  Об утверждении Концепции предварительного информирования та­моженных органов Российской Федерации: приказ ФТС России от 10.03.2006 № 192. [Электронный ресурс] // федеральная таможенная служба.URL: http://www.customs.ru/index.php.(Дата обращения: 28.06.2014).
  4.  О введении обязательного предварительного информирования о то­варах ввозимых на территорию Таможенного союза автомобильным транс­портом: решение комиссии Таможенного союза ЕврАЗэС от 09.12.2011 № 899. [Электронный ресурс] // федеральная таможенная служба. URL: http://www.customs.ru/index.php.(Дата обращения: 28.06.2014).
  5.  О внедрении информационной технологии представления таможен­ным органом сведений в электронной форме для целей таможенного оформ­ления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет: приказ ФТС России от 24.01.2008 № 52. [Электронный ресурс] // федеральная таможенная служба. URL:
  6.  О проекте концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ: приказ ФТС России от 01.10.2008 г. № 1221.[Электронный ресурс] // федеральная таможенная служба. URL: http://www.customs.ru/index.php.(Дата обращения: 28.06.2014).
  7.  ФТС России расширяет внедрение системы межведомственного взаимодействия, которая избавляет декларантов от предоставления бумаг: [Электронный ресурс] // федеральная таможенная служба. URL: http://www.customs.ru/index.php. (Дата обращения: 28.06.2014).http://www.customs.ru/index.php.(Дата обращения: 28.06.2014).


Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Информационные технологии как инструмент реализации задач таможенного администрирования
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru