Изучение уровня согласованности установок и ролевой адекватности супругов в современных семьях, проживающих в условиях мегаполиса |
Страница 4 из 5
Что же касается притязаний в сфере социальной активности, то у женщин, по сравнению с мужчинами, преобладает средневыраженный уровень значимости. Это означает, что потребности в собственной социальной активности, профессиональной успешности у женщин несколько более выражены, чем у мужчин. Этот результат находится в полном соответствии с данными других исследователей о возрастающем количестве женщин, которые не хотят ограничивать себя рамками семейной жизни и стремятся быть профессионально востребованными, заниматься общественно значимым делом и достигать в этой своей деятельности значительных успехов [3]. Установки супругов относительно значимости эмоционально-психотерапевтической функции брака таковы: высокую значимость притязаниям придают чаще всего женщины, т. е. для них, в отличие от мужчин, стремление быть семейным «психотерапевтом» имеет очень большое значение. Женщины готовы взять на себя роль эмоционального лидера семьи, заботиться о создании и поддержании комфортного психологического климата, оказывать моральную и эмоциональную поддержку своему супругу. Мужья роль «семейного психотерапевта» готовы выполнять в гораздо меньшей степени. В отношении ожиданий по данной шкале не было выявлено значимых различий между мужчинами женщинами. Это означает, что супруги в одинаковой степени ожидают от своих партнеров активной эмоциональной поддержки. Установки мужа/жены относительно значимости внешнего облика, его соответствия стандартам современной моды таковы: притязания в сфере внешней привлекательности имеют низкий уровень значимости чаще всего у мужчин, а высокую значимость – у женщин. Следовательно, большинство мужчин не считает нужным уделять серьезное внимание своей внешности, тогда как женщинам свойственная установка на поддержание собственной привлекательности, им присуще стремление модно и красиво одеваться и соответствовать тенденциям моды. В отношении ожиданий по данной шкале не было выявлено значимых различий между мужчинами женщинами. Это означает, что супруги в одинаковой степени ожидают от своих партнеров достаточно пристального внимания к своему внешнему виду и следования тенденциям современной моды. Что касается установки на значимость межполовых отношений в семье, то в большинстве случаев, как у мужчин, так и у женщин, наблюдается средний уровень выраженности. Это означает, что для большинства респондентов - и мужчин, и женщин данная сфера семейной жизни не является ведущей. Установки мужа/жены на личностную идентификацию с брачным партнером имеют средневыраженные значения. Значит, несмотря на отсутствие у каждого из супругов установки на личную автономию, тем не менее, стремление к общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов времяпрепровождения у обоих супругов не стоит на первом месте по значимости. Этот результат, на наш взгляд, отражает тенденцию, отмечаемую многими исследователями: в современную семью все увереннее входит принцип автономии личности – то есть супруги больше ориентированы не на развитие семьи в целом, а на развитие самих себя за пределами семьи – в бизнесе, профессии, общественной деятельности. Причем в этой области семейных отношений притязания каждого супруга совпадают с ожиданиями от партнера. Методика А. Н. Волковой позволила нам, помимо выявления ролевых ожиданий и притязаний супругов, произвести ранжирование показателей шкал семейных ценностей (сумма ожиданий и притязаний) – ранжирование ценности разных функций семьи для мужчин и женщин. Мужчины на первое место ставят ценность родительско-воспитательной функции семьи, а ценность такой функции семьи, как обеспечение гармонии в сексуальных отношениях в браке, для них занимает последнее, седьмое место. У женщин иерархия семейных ценностей совпадает с мужской иерархией только в тех ценностях, которые представляются и мужьям, и женам наименее значимыми. Это ценности, занимающие шестое и седьмое место (соответственно, значимость хозяйственно-бытовой функции семьи и функции сексуального взаимодействия). Совпадает и такая высокая по расположению ценность (третье место в иерархии), как социальная активность. Что касается сферы внешней привлекательности и родительско-воспитательной сферы, то у женщин сфера внешней привлекательности стоит ближе к началу списка, а родительско-воспитательная – ближе к середине списка, у мужчин, наоборот, родительско-воспитательная сфера стоит в начале списка, а сфера внешней привлекательности – ближе к середине списка. Но, несмотря на такое различие, у женщин различия между показателями шкал семейных ценностей не такие выраженные, как у мужчин. В таком интервале значений, который у мужчин разделяет первое и второе места в иерархии семейных ценностей, у женщин в таком же интервале показателей шкалы семейных ценностей выявлены 4 ступени в иерархии. Исходя из этого, можно утверждать, что для женщин, несмотря на выделенные ступени в иерархии, семейные ценности с 1 по 4 ступень являются достаточно важными, как и для мужчин. Результаты, полученные с помощью методики А. Н. Волковой по уровню согласованности и конфликтности семейных установок супругов, приведены в таблице 3. Из таблицы 3 видно, что показатель по уровня согласованности семейных установок по всем шкалам семейных ценностей находится в допустимых пределах (до 3 баллов). Таблица 3. Среднегрупповые показатели согласованности семейных установок
Однако если рассматривать индивидуальные оценки согласованности, то были выявлены некоторые особенности согласованности супругов по определенным семейным ценностям, а именно: наиболее конфликтной сферой жизни супругов являются межполовые отношения, несмотря на приведенные выше результаты о наименьшей значимости этой сферы супружеского взаимодействия и для мужей, и для жен. |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.