Изучение уровня согласованности установок и ролевой адекватности супругов в современных семьях, проживающих в условиях мегаполиса

 

На первый взгляд, эти результаты противоречат друг другу. Однако высокую конфликтность сферы сексуальных отношений в современных российских семьях подтверждают данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который в 2013 году провел опрос в 130 населенных пунктах 42 областей. В ответ на вопрос, что толкает супругов к разводу, 24 % (1-ое место) опрошенных высказали мнение, что это – измена. В качестве других распространенных причин оказались: бедность 21 % (2-ое место); 19 % (3-е место) – неумение идти на компромиссы, уступать друг другу, непонимание, эгоизм и ссоры, 16 % (4-ое место) – алкоголизм и наркомания [4].

Указанное выше противоречие объясняется, вероятно, влиянием стереотипов семей патриархального типа, в которых тема сексуальных отношений считалась закрытой для обсуждения. Неумение обсудить возникшую неудовлетворенность во взаимно уважительном тоне, высказать пожелание, а не претензию, приводит к тому, что супруги либо замалчивают проблемы, пытаясь решить их «на стороне», либо обсуждают их в обидном вызывающем тоне, порождая супружеский конфликт.

Самой неконфликтной семейной установкой является установка в родительско-воспитательной сфере взаимодействия супругов: в ней наблюдается всего 2 % случаев конфликтности в супружеских парах.

Далее мы определили ролевую адекватность супругов, которая обуславливается соответствием ролевых ожиданий супруга и ролевых притязаний партнера и вычисляется как разность соответствующих показателей. Оказалось, что оценки ролевой адекватности по всем областям супружеского взаимодействия находятся в пределах низких значений (до 3 баллов).

Максимальное значение – наибольшая ролевая неадекватность – наблюдается по шкале внешней привлекательности у женщин, что свидетельствует о несколько более выраженном расхождении ролевых ожиданий супруги с ролевыми притязаниями супруга, чем в других областях супружеского взаимодействия. То есть женщины в большей степени ожидают от мужчин стремления выглядеть привлекательно и следовать моде, в то время как сами мужчины к этому сильно не стремятся.

Здесь, на первый взгляд, наблюдается противоречие с установленной и описанной выше иерархией семейных ценностей у мужчин: сфера внешней привлекательности находится в ней на высоком пятом месте. Противоречие, по-видимому, вызвано тем, что мужчины хотят следовать своим собственным представлениям о мужской привлекательности, а женщины стремятся навязать мужчинам свое видение того, как им следует выглядеть, чтобы быть привлекательным и модным. Тем не менее, поскольку пятое место внешней привлекательности в иерархии ценностей высокое, но не входит в тройку важнейших, то, даже будучи не согласным с супругой, мужчина на конфликты в этих вопросах не идет (14 % конфликтности в установках).

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Самыми согласованными являются установки мужа и жены в следующих сферах супружеского взаимодействия: хозяйственно-бытовой, родительско-воспитательной, сфере социальной активности. Самыми несогласованными являются установки – в сферах межполовых отношений, личностной идентификации, эмоционально-психотерапевтической и в сфере внешней привлекательности. Таким образом, супруги чаще всего находят общий язык при оценке значимости бытовой организации семьи, значимости родительской функции и значимости внесемейных интересов, являющихся основными ценностями в процессе межличностного взаимодействия супругов. А больше всего конфликтов наблюдается при оценке значимости сексуальных отношений в супружеской паре, значимости общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов времяпрепровождения, значимости взаимной моральной и эмоциональной поддержки членов семьи, ориентация на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации, и значимости внешнего облика.

2. В иерархии семейных ценностей сферы семейной жизни занимают у мужчин следующие места: 1 место – родительско-воспитательная сфера; 2 место – эмоционально-психотерапевтическая; 3 место – социальная активность; 4 место – личностная идентификация; 5 место – внешняя привлекательность; 6 место – хозяйственно-бытовая; 7 место – межполовые отношения. Таким образом, у мужчин первые места в иерархии занимают собственная активная родительская позиция и понимание необходимости взаимной моральной и эмоциональной поддержки членов семьи. А на последних местах находятся значимость бытовой организации семьи и значимость сексуальных отношений в семье.

3. У женщин в иерархии семейных ценностей эти сферы занимают следующие места: 1 место – эмоционально-психотерапевтическая; 2 место – внешняя привлекательность; 3 место – социальная активность; 4 место – родительско-воспитательная сфера; 5 место – личностная идентификация; 6 место – хозяйственно-бытовая; 7 место – межполовые отношения. Таким образом, у женщин первые места в иерархии занимают понимание необходимости взаимной моральной и эмоциональной поддержки членов семьи и значимость своего внешнего вида. А на последних местах, как и у мужчин, находятся значимость бытовой организации семьи и значимости сексуальных отношений в семье.

Но, несмотря на видимое расхождение в иерархии семейных установок между мужчинами и женщинами, у женщин различия между показателями значимости шкал семейных ценностей не такие выраженные, как у мужчин, и поэтому можно утверждать, что для женщин, несмотря на выделенные ступени в иерархии, семейные ценности с 1 по 4 место в иерархии являются достаточно важными, как и для мужчин.

Литература

  1.      Богданов Г. Т., Богданович Л. А., Полев А. М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты. – М.: Просвещение, 2003, 85 с.
  2.      Волкова А. Н. Методические приемы диагностики супружеских затруднений. // Вопросы психологии. – 1985. – № 5, 37–45 с.
  3.      Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. / Пер. с англ. С. Рысев, Л. Царук, М. Моисеев, О. Боголюбова. – СПб., 2007, 320 с.
  4.      Мониторинг основных показателей социальных настроений жителей стран постсоветского пространства. – ВЦИОМ, 2013.




Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Изучение уровня согласованности установок и ролевой адекватности супругов в современных семьях, проживающих в условиях мегаполиса
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru