К вопросу о понятии повторяемости действий и выражающих их глаголов

 

В работе [14] автор, отмечая, что: «Эта необходимость вытекает из способности действия повторяться не только во времени, но и в пространстве», тем самым отделяет время и пространство друг от друга, что на наш взгляд недопустимо, т. к. нарушает основополагающее положение диалектического материализма о единстве времени и пространства.

Здесь необходимо учесть, что диалектический материализм (не путать с воинствующим материализмом) исходит не из простой связи времени и пространства с движущейся материей, а из того, что движение является сущностью времени и пространства, и что, следовательно, материя, движение, время и пространство неотделимы друг от друга.

Необходимо также рассмотреть явление хабитуальности, предполагающей стативизацию динамических ситуаций, другими словами, процесс или событие рассматриваются не как собственно повторяющееся действие, а как свойство, атрибут субъекта или объекта ситуации. «Глаголы в русском языке – это слова, выражающие независимо от своего лексического значения любые действия, состояния, становления как процесс, утверждаемый и отрицаемый, предполагаемый, желаемый и т. п.» [13].

Несмотря на то, что глагол продолжает выполнять в предложении функцию сказуемого, многократный глагол уже выражает не какое-либо чисто динамическое действие. По всей видимости, происходит семантический сдвиг значения, обусловленный тем, что действие в силу определённых лингвистических и экстралингвистических причин начинает выражать свойство, характеризующее субъект действия, без которого этот субъект становится другим, т. е. эти предикаты описывают типичные свойства или умения, характеризующие субъект действия. Это явление во многом определяется не простой суммой значений, а рождением нового лексического значения, обусловленного контекстом, которое, в свою очередь, зачастую зависит от семантического значения слов, связанных с этим глаголом.

Например: Мальчик уже ходит в первый класс. Здесь глагол ходит выражает не значение повторяемости действия, а является принятой в русском языке характеристикой субъекта предложения. Ср.: Мальчик уже (есть) учащийся первого класса; (Воу...schoolboy). А вот для характеристики понятия студент мы не можем использовать этот же многократный глагол ходит.Ср.: Предложение Он уже студент первого курса мы не можем выразить как Он ходит на первый курс. Причину этого явления, по всей видимости, нужно искать в условиях социально-исторического развития того или иного общества – носителя языка, в данном случае русского, что выходит за рамки проблемы, рассматриваемой в данной статье, но может быть предметом специального социолингвистического исследования в рамках когнитивизма.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что ряд исследователей выдвигают следующее мнение: повторяемость – это скорее прагматическое следствие хабитуальной интерпретации. Главный семантический компонент хабитуальности – именно стативность. Другое дело, что стативность как характеристика может быть временной, т. к. мальчик при достижении определённого возраста уже вырастает и не ходит в школу, т. е. глагол ходит перестаёт характеризовать мальчика, и постоянной, например: Лошадь лягается, а корова бодается, – где качества, характеризующие субъект действия, постоянны. Исходя из этой точки зрения, можно было бы хабитуальность разделить на две группы – временную и постоянную.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы К вопросу о понятии повторяемости действий и выражающих их глаголов
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru