Страница 1 из 2 Люкина Анна Сергеевна, Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена, факультет коррекционной педагогики, кафедра сурдопедагогики, асистент, аспирант, г.Санкт-Петербург
В условиях разработки Федерального государственного образовательного стандарта для слабослышащих и позднооглохших обучающихся проблема овладения коммуникативными умениями приобретает особую актуальность. Этот факт связан, в первую очередь, с планируемыми результатами освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися адаптированной основной образовательной программы начального общего образования. Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования, созданной на основе варианта «В» Стандарта, обеспечивает достижение слабослышащими и позднооглохшими обучающимися трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия. Среди них выделяют группу коммуникативных умений, составляющих для детей с нарушением слуха основу умения учиться, способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем основной образовательной программой основного начального общего образования. В сурдопедагогике проблема овладения коммуникативными умениями детьми, имеющими нарушения слуха, всегда являлось одной из приоритетных задач в обучении и традиционно рассматривалось в качестве умения использовать речь для общения (М.А. Зыкова, А.Г.Зикеев, Е.П.Кузьмичева, О.В.Швецова, Е.З.Яхнина и др.). Поэтому содержание коммуникативных умений представлено исключительно речевыми умениями: понимание и выполнение поручений, умение выразить просьбу, побуждение, сообщение о деятельности по заданию учителя или по соб¬ственной инициативе, ответ на вопрос и обращение с вопросом. Однако следует подчеркнуть, что совместная деятельность учащихся с нарушением слуха, направленная на решение общих задач, рассматривалась в исследованиях сурдопедагогов как необходимое условие формирования речи, а не как один из компонентов коммуникативных умений. Так, М.А. Зыкова пишет, что «совместная предметно-практическая деятельность дает основу формирования у глухих школьников коммуникативных умений» [2,с.35], а в программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида отмечается, что «содержание обучения…представлено тремя группами коммуникативных умений, формируемых у учащихся при осуществлении совместной деятельности с учителем и товарищами, − Побуждение, Сообщение, Вопрос» [7, с.23]. Анализ современной научно методической литературы (А.Г.Асмолов, И.А.Володарская, Г.С.Ковалева, О.И.Кукушкина, Н.Н.Малофеев и др.) доказывает, что понятие «коммуникативные умения» в сурдопедагогике требует расширения. Основываясь на программе формирования универсальных учебных действий (УУД), мы рассматриваем коммуникативные умения как производные от целенаправленных действий, которые обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Таким образом, содержание понятия коммуникативных умений составляют не только речевые умения, направленные на взаимодействие со сверстниками и взрослыми, но и само взаимодействие и сотрудничество как один из элементов успешной коммуникативной деятельности. Цель нашего исследования – определить содержание коммуникативных умений учащихся с нарушением слуха на этапе начального обучения. Методической базой исследования являются работы, в которых получили отражение коммуникативные умения детей, обучающихся в учреждениях общего типа (А.Г. Асмолов, Г.В. Бруменская [3] и др.) и в образовательных учреждениях для детей с нарушением слуха (А.Г. Зикеев [1], Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова [2], К.Г. Коровин, И.В. Королева [4], О.А. Красильникова [5]). В соответствии с целью исследования коммуникативные умения, которыми могут овладеть или овладевают слабослышащие и позднооглохшие младшие школьники, мы условно разделили на 3 группы: коммуникация как взаимодействие, коммуникация как кооперация и коммуникация как условие интериоризации. Такое распределение по группам позволяет рассмотреть коммуникативные умения детей в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности, в процессе которой осуществляется психическое развитие ребенка и становление его личности.
|