Конфликт и «бесконфликтность» в чеченской повести конца 50−х – начала 60−х годов XX века

 

По мнению А.Кузьмина жанр повести в этот период развивался «неравномерно». «Были периоды, когда некоторые литераторы отдавали предпочтение роману, в 50-х гг., когда писать повести и рассказы казалось «малопрестижным». Это неправильное представление скоро прошло, уже в январе 1960 года в докладе московской организации писателей выражалось удовлетворение, что повесть – «этот емкий и лаконичный жанр начал снова активизироваться». В этот период значительные успехи  были достигнуты повестью на деревенские темы. В ее жанре четко наметились два направления: одно было связано с изучением социальных и хозяйственных противоречий, анализ трудностей сопровождался исследованием методов руководства. Это направление было представлено творчеством не только В. Овечкина, но и Г.Троепольского, Е.Дороша, С.Залыгина и других писателей. Другое направление в жанре повести было связано с возросшим интересом к внутреннему миру человека, решало нравственные проблемы. Оно было представлено творчеством В. Белова, В.Астафьева, Е.Носова и других писателей» [3,с.83]. 

Об активизации жанра повести в советской литературе в этот период  свидетельствуют произведения Г.Бакланова «В снегирях», С.Воронина «Ненужная слава», А.Калинина «Лунные ночи», П.Нилина «Жестокость», Г.Троепольского «Митрич», В.Тендрякова «Тугой узел», «Не ко двору», С.Антонова «Дело было в Пенькове» и др.

Жанр повести в советской литературе, несмотря на успехи в развитии, со временем преодолевал влияние бесконфликтности, следуя по пути создания полноценного художественного конфликта, наполненного проблемами нравственного содержания, психологической и философской направленностью.

В северокавказских литературах наблюдается типологическая картина: наряду с интенсивным развитием романа в эти годы многие писатели обращаются к жанру повести, о чем свидетельствуют работы Ф. Хуако «Лирическая повесть в адыгейской повести 40-70-х годов» (2005г.),  О.Дыговой «Художественно-эстетическое своеобразие повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов» (2008г.).

Исключительно важное значение в возрождаемой чеченской литературе и жанре повести имели опубликованный сборник М. Мамакаева «Избранная проза. Повести и рассказы» (1964г.), повести У. Гайсултанова «Арби» (1965г.), М. Мусаева «Анзор» (1965г.), Х. Эдилова «Приговор» (1967г.) и др. Следует сказать, что в чеченской литературе жанр повести не получил в 50- 60-е годы прошлого века столь интенсивного развития, как в советской и северокавказских литературах. В названных выше повестях писателями развивались созданные в 20-30-е годы основы жанра чеченской повести, в котором нашел отражение синтез художественного и фольклорного материала в реалистическом направлении. В послевоенный период и в период восстановления жизни после депортации новое звучание в чеченской литературе получает революционно-историческая тема. Примером является повесть Х.Эдилова «Приговор», в которой писатель обращается к периоду становления Советской власти в Чечне, сопряженному с большими трудностями идейного становления людей, воспитанием в них морально-этических качеств нового образа жизни. Нельзя сказать, что определение темы не явилось типологическим следствием и влиянием бесконфликтности. В самой постановке темы и проблемы чувствуется заданность и предопределенность.

Повесть Х.Эдилова «Приговор» в полной мере соответствует «социально-историческому» типу повестей, она не лишена недостатков художественного содержания и конфликта, но сыграла свою роль в развитии жанра повести в чеченской литературе. Важным, на наш взгляд, является и то, что в контексте социально-исторического содержания повести и нравственной проблематики намечена лирическая линия (Сайда и Катя), позволяющая говорить о предпосылках развития лирической темы в жанре чеченской повести.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Конфликт и «бесконфликтность» в чеченской повести конца 50−х – начала 60−х годов XX века
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru