Конфликт и «бесконфликтность» в чеченской повести конца 50−х – начала 60−х годов XX века

 

Нравственные проблемы в литературе 60-х годов прошлого века были обусловлены серьезным вниманием писателей к моральному облику современников. Повесть М. Мусаева «Анзор», неоднократно упоминавшаяся исследователями в контексте литературного процесса этого времени, не стала предметом специального изучения. Со своей стороны скажем, что это произведение явилось заметным явлением в эволюции жанра повести и художественного конфликта в ней. Писатель сквозь призму нравственности остро ставит вопросы социального содержания, возводя их до уровня первостепенной значимости.

Следует сказать о композиции, которая во многом определила стилистическое своеобразие повести, состоящей  из Пролога, трех частей и Эпилога.

В эпилоге берут начало драматические коллизии всего произведения. Мальчик по имени Анзор остался сиротой – мать умерла, от отца с фронта давно уже ничего не было, умер и Сабир-ата, в семье которого остался мальчик. Драматизм усилен тем, что мальчик с матерью оказались далеко от родного дома, в казахском селе. Так штрихами, осторожно, писатель впервые вводит в чеченскую литературу тему депортации, но развернуть ее и реализовать не может в силу известных причин. Именно в депортации видится источник трагедии и всех последующих бед Анзора, лишенного дома и тепла материнских рук. Навсегда в сердце мальчика остались слова матери: «Не затеряйся, Анзор, среди людей, как в копне цветок, случайно срезанный косой. Если ты останешься жить с казахами, несчастья не будет. Сабир-ата золотой. Я полюбила эти степи. Но больше всего я люблю Кавказ… Заклинаю: постарайся возвратиться домой. Поклонись земле, камням, под которыми спят наши предки. Но если опозоришься перед людьми – пусть молния поразит меня… Люби землю предков своих. Когда надо, даже если не можешь, если робок и хил, все равно защити ее, как отец твой» [4,с.9]. Пользуясь правом далекого родства, Анзора забрал мулла Хизар, желая сделать из него своего приемника. Нагима, жена Сабир-аги, отдавала мальчика со слезами на глазах, сказав на прощанье: «Поезжай, пусть тебе будет хорошо» [4,с.15]. 

История Анзора, приведенная в Прологе − начало большого повествования. Писатель ее приводит в качестве воспоминания, услышанного когда-то от доброго знакомого старика из Алхазурово, и она же знаменует дорожную встречу с молодым человеком по имени Анзор, которая состоялась случайно в поезде Баку-Махачкала. Автор выступает здесь и в качестве действующего лица, и в качестве рассказчика, включившего в повествование путевые заметки, внутренние монологи-размышления, придавая произведению дневниковость, публицистичность, тем самым создавая читателю атмосферу доверительности и искренности.

Важно подчеркнуть, что повесть М.Мусаева «Анзор» представляет собой сложное произведение в плане реализации художественного конфликта, который являет переплетение социально-исторических, морально-нравственных и психологических проблем. Публицистичность подчеркивает реалистическую направленность повествования. Включенные в текст произведения воспоминания, внутренние монологи, рассуждения, рельефно показывают образ главного героя, обнажают психологический срез повести, раскрывая характер персонажа и создавая драматургию художественного конфликта.

Повесть М.Мусаева «Анзор» позволяет говорить о наметившихся тенденциях усложнения художественного конфликта в чеченской повести 60-х годов прошлого века. Нельзя сказать, что в этом и других произведениях этого времени в чеченской литературе не сказалось влияние бесконфликтности. Оно, безусловно, было, но в этот период уже несколько в сглаженной форме и проявляется в особенностях сюжета, а точнее в развязке конфликта. Писатель в духе «бесконфликтности» подводит повествование к идеальному завершению и направлению героя на правильный путь.

Необходимо сказать, что жанр повести в 50-60-е годы в чеченской литературе не получил активного развития по сравнению с другими жанрами. Однако, функционирование этого жанра в литературном процессе Чечни этого времени подчеркивает его большие потенциальные возможности в последующих десятилетиях.      

 

                                                             Литература

     1.Второй Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. М., 1956.

     2.Костанов Д. Некоторые вопросы становления и развития адыгейской советской литературы. УЗ АНИИ. Т. 23. Майкоп, 1964.

     3.Кузьмин А. Повесть как жанр литературы. М., 1984.

     4.Мусаев М. Анзор. Грозный, 1967.



Теги: 60−х  годов  века  начала  50−х  


Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Конфликт и «бесконфликтность» в чеченской повести конца 50−х – начала 60−х годов XX века
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru