Конституционные парадоксы УПК Российской Федерации

Чернов Михаил Анатольевич, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования, Красноярский государственный аграрный университет, кафедра международного права и сервиса, старший преподаватель, г.Красноярск

Аннотация: В статье анализируются реализация конституционных принципов, отраженных в статьях 2, 10, 18, 19, 23 Конституции Российской Федерации их взаимосвязи с положениями статей 185, 186, 186.1 УПК РФ, а также последствия, которые возникают в связи с их применением на практике, в части защиты прав и свобод человека, роли судов по контролю за их соблюдением и статуса судебной системы в государстве и обществе.

Ключевые слова: юриспруденция, правосудие, защита прав и свобод человека, конституция, судебная система, конституционные принципы, права, свободы и законные интересы гражданина, принцип разделения властей, независимость судей, судебный контроль, государство.

Основами конституционного строя установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (статья 2 Конституции РФ). Также текстом статьи 23 Конституции РФ закреплено право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, и то, что каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. А самое главное то, что ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Законодателем закреплено такое магистральное направление, как судебный контроль за ограничением прав граждан в данном вопросе, как и в других вопросах, связанных с необходимыми ограничениями граждан в своих правах и свободах, что, по сути, является верным решением, однако механизм такого судебного контроля в сфере ограничений тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, скажем мягко, далек от совершенства.

Судебный контроль за соблюдением конституционных прав и свобод, является одним из основных элементов в концепции правосудия в конституционном государстве. Что неоднократно отмечалось практикующими юристами.

Концепция правосудия  в конституционном государстве исходит из теории разделения властей, которая отводит судебной власти особую роль. Она призвана обеспечить перевод абстрактных правовых норм в реальные права и обязанности граждан, реализуя тем самым волю законодателя. Не менее важной ее задачей является контроль над государственным управлением, особенно в ситуациях конфликта между государством и личностью. К этому примыкает процессуальный контроль суда за законностью в деятельности органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры [1,с.8]. Всецело поддерживая этот тезис, необходимо рассмотреть более подробно реализацию правовых норм, закрепленных в некоторых статьях Уголовно-Процессуального Кодекса РФ (далее – УПК РФ), которые реализуют конституционные принципы, предусмотренные статьей 23 Конституции РФ.

В целом элемент судебного контроля за производством следственных действий закреплен в статье 165 УПК РФ. В частях 2, 4 указанной статьи предусматривается, что ходатайство о производстве следственного действия подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления такого ходатайства. Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.

Законодательный порядок ограничения прав и свобод, предусмотренных статьей 23 Конституции РФ нашел свое отражение в статьях 185 (Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка), 186 (Контроль и запись переговоров), 186.1 (Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами) УПК РФ. Общими правилами указанных статей являются:

1. Инициирование данных следственных действий на основании ходатайства следователя в адрес суда;

2. Разрешение указанных следственных действий на основании постановления (решения) суда;

3. Их пресекательные сроки – не более 6 месяцев, либо не позднее окончания предварительного расследования по уголовному делу;

4. Прекращение производства указанных следственных действий на основании волеизъявления следователя, которое выражается в форме уведомления (статья 185 УПК РФ) или постановления (статьи 186, 186.1. УПК РФ).



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Конституционные парадоксы УПК Российской Федерации
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru