Летняя языковая школа за рубежом: попытка построения организационно-педагогической модели |
Страница 1 из 2 Лимонов Сергей Александрович / LimonovSergeyAleksandrovich - кафедра немецкого и французского языков, имени Н. А. Некрасова, студент Костромской государственный университет, факультет иностранных языков, г. Кострома Аннотация: в последние годы растет как спрос, так и предложение в сфере летнего каникулярного отдыха школьников. Среди множества вариантов летних программ особое место занимают образовательные программы, особенно те, где школьники совершенствуют свою компетентность в иностранном языке. Попробуем выяснить, действительно ли пребывание в зарубежной летней языковой школе позволяет повысить уровень владения языком? Ключевые слова: языковая школа, летняя школа, образовательная среда, дополнительное образование. Keywords: language school, summer school, educational environment, complementary education . Одной из характерных черт ХХI века стал специфический взгляд достаточно большой группы родителей, рассматривающих своих детей как объект инвестиций (объект финансовых вложений для получения доходов в будущем), реализуя при этом позицию активных потребителей образовательных услуг, которые порождаются инфраструктурой коммерческих и некоммерческих организаций. Одной из сфер, где реализуются инвестиционно-потребительские стратегии родителей, является летний каникулярных отдых, где в последнее годы все богаче и богаче становятся как спрос, так и предложение. Достаточно зайти в Интернет и перед вами предстанет пестрая мозаика летних учреждений для детей; выбор облегчают различные сайты, посвященные детскому отдыху. Существует глобальный всероссийский проект «Социальный Навигатор», частью которого является навигатор по детскому отдыху (РИА Новости)[1]. Среди множества вариантов летних образовательных программ особое место занимают те, где школьники совершенствуют свою компетентность в иностранном языке. Образовательная программа по изучению иностранного языка может быть небольшим элементом лагерной смены в форме занятий в языковом кружке (студии). В свою очередь, летняя языковая школа представляет собой один из вариантов программы летнего отдыха детей и подростков, в которой овладение детьми иностранным языком является ключевой составляющей. Летние языковые школы представляют собой многообразие образовательных программ, одним из критериев их дифференциации может быть выбрано место проведения: поселение по месту жительства, детский загородный центр (лагерь) на территории РФ, образовательный центр (школа) или пансионат (отель) за рубежом (в стране изучаемого языка или в другом государстве). Остановимся на анализе работы зарубежных летних языковых школ, так как этот вариант позволяет не только активно учить язык, но и ознакомиться с культурой страны изучаемого языка. Специфичность летних языковых школ объясняется как некоторыми частными особенностями изучения иностранного языка, так и непосредственно общими моментами, которые присущи всем летним учреждениям: дислокация, контингент преподавателей и детей. Все это накладывает отпечаток на модель построения летней языковой школы. В нашей работе мы проанализируем опыт изучения летних школ, и попытаемся описать примерную модель летней языковой школы за рубежом. В наиболее общем виде она преследует цель создания такой образовательной среды, которая стимулирует интерес не только к изучению иностранного языка, но и зарубежной культуры. Программа летней языковой школы ориентирована на создание благоприятных условий для изучения языка; знакомство с культурой страны изучаемого языка (с полным погружением); создаются условия для развлечений (спортплощадки, занятия по интересам, киновечера, экскурсии и т.д.); организуются режимы питания и сна. Для создания такой среды используется огороженная часть загородной или городской территории, на которой располагаются жилые, учебные, развлекательные объекты (бассейн, спортивные площадки). Результатом пребывания в такой школе видится прогресс ребенка в изучении иностранного языка, получение представлений о жизни другой страны, развитие самостоятельности и толерантного отношения к людям другой культуры. Не придется ходить далеко за примерами таких школ: Azurlingua в Ницце, школы разных стран программ «European School», «EuroTouch», немецкая Actilingua. Все они предлагают образовательные программы по принципу «обучение в погружении», массу вариантов отдыха и развлечений. Утром – учеба, после обеда – экскурсии, а вечером – свободное время. Аниматорами организуются различные формы досуга, от настольных и спортивных игр до походов и подводного плавания. Такова примерная модель организации летней лингвистической школы, а подробнее мы раскроем ее чуть позже. Рассматривая летнюю языковую школу как часть такого вида каникулярного отдыха, как летняя школа, видится необходимым обратиться к опыту изучения непосредственно летних школ. В отечественной педагогике, однако, этот вопрос был если не на периферии внимания, то достаточно близко к ней. Чтобы обобщить и проанализировать опыт изучения летней школы как программы лагеря в теории, представляется целесообразным опираться на положения о специфике летних объединений учащихся (В.П.Ижицкий, А.Г. Кирпичник), о методике работы с временным детским коллективом в лагере (С. П. Афанасьев, С. В. Коморин, А. И. Тимонин) [2], о лагере как воспитательной системе (Ю. Н. Таран), о типологии программ летнего отдыха (Б. В. Куприянов)[3], на целостные описания жизнедеятельности детского лагеря (В. П. Бедерханова, Б. В. Куприянов, А. Н. Лутошкин, Л. И. Уманский, И. И. Фришман, С. А. Шмаков). |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.