Летняя языковая школа за рубежом: попытка построения организационно-педагогической модели

Лимонов Сергей Александрович / LimonovSergeyAleksandrovich - кафедра немецкого и французского языков, имени Н. А. Некрасова, студент

Костромской государственный университет, факультет иностранных языков,

 г. Кострома

Аннотация: в последние годы растет как спрос, так и предложение в сфере летнего каникулярного отдыха школьников. Среди множества вариантов летних программ особое место занимают образовательные программы, особенно те, где школьники совершенствуют свою компетентность в иностранном языке. Попробуем выяснить, действительно ли пребывание в зарубежной летней языковой школе позволяет повысить уровень владения языком?

Ключевые слова: языковая школа, летняя школа, образовательная среда, дополнительное образование.

Keywords: language school, summer school, educational environment, complementary education .

Одной из характерных черт ХХI века стал специфический взгляд достаточно большой группы родителей, рассматривающих своих детей как объект инвестиций (объект финансовых вложений для получения доходов в будущем), реализуя при этом позицию активных потребителей образовательных услуг, которые порождаются инфраструктурой коммерческих и некоммерческих организаций. Одной из сфер, где реализуются инвестиционно-потребительские стратегии родителей, является летний каникулярных отдых, где в последнее годы все богаче и богаче становятся как спрос, так и предложение. Достаточно зайти в Интернет и перед вами предстанет пестрая мозаика летних учреждений для детей; выбор облегчают различные сайты, посвященные детскому отдыху. Существует глобальный всероссийский проект «Социальный Навигатор», частью которого является навигатор по детскому отдыху (РИА Новости)[1].

Среди множества вариантов летних образовательных программ особое место занимают те, где школьники совершенствуют свою компетентность в иностранном языке. Образовательная программа по изучению иностранного языка может быть небольшим элементом лагерной смены в форме занятий в языковом кружке (студии). В свою очередь, летняя языковая школа представляет собой один из вариантов программы летнего отдыха детей и подростков, в которой овладение детьми иностранным языком является ключевой составляющей.

Летние языковые школы представляют собой многообразие образовательных программ, одним из критериев их дифференциации может быть выбрано место проведения: поселение по месту жительства, детский загородный центр (лагерь) на территории РФ, образовательный центр (школа) или пансионат (отель) за рубежом (в стране изучаемого языка или в другом государстве). Остановимся на анализе работы зарубежных летних языковых школ, так как этот вариант позволяет не только активно учить язык, но и ознакомиться с культурой страны изучаемого языка.

Специфичность летних языковых школ объясняется как некоторыми частными особенностями изучения иностранного языка, так и непосредственно общими моментами, которые присущи всем летним учреждениям: дислокация, контингент преподавателей и детей. Все это накладывает отпечаток на модель построения летней языковой школы. В нашей работе мы проанализируем опыт изучения летних школ, и попытаемся описать примерную модель летней языковой школы за рубежом. В наиболее общем виде она преследует цель создания такой образовательной среды, которая стимулирует интерес не только к изучению иностранного языка, но и зарубежной культуры. Программа летней языковой школы ориентирована на создание благоприятных условий для изучения языка; знакомство с культурой страны изучаемого языка (с полным погружением); создаются условия для развлечений (спортплощадки, занятия по интересам, киновечера, экскурсии и т.д.); организуются режимы питания и сна. Для создания такой среды используется огороженная часть загородной или городской территории, на которой располагаются жилые, учебные, развлекательные объекты (бассейн, спортивные площадки). Результатом пребывания в такой школе видится прогресс ребенка в изучении иностранного языка, получение представлений о жизни другой страны, развитие самостоятельности и толерантного отношения к людям другой культуры. Не придется ходить далеко за примерами таких школ: Azurlingua в Ницце, школы разных стран программ «European School», «EuroTouch», немецкая Actilingua. Все они предлагают образовательные программы по принципу «обучение в погружении», массу вариантов отдыха и развлечений. Утром – учеба, после обеда – экскурсии, а вечером – свободное время. Аниматорами организуются различные формы досуга, от настольных и спортивных игр до походов и подводного плавания. Такова примерная модель организации летней лингвистической школы, а подробнее мы раскроем ее чуть позже.

Рассматривая летнюю языковую школу как часть такого вида каникулярного отдыха, как летняя школа, видится необходимым обратиться к опыту изучения непосредственно летних школ. В отечественной педагогике, однако, этот вопрос был если не на периферии внимания, то достаточно близко к ней. Чтобы обобщить и проанализировать опыт изучения летней школы как программы лагеря в теории, представляется целесообразным опираться на положения о специфике летних объединений учащихся (В.П.Ижицкий,  А.Г. Кирпичник), о методике работы с временным детским коллективом в лагере (С. П. Афанасьев,  С. В. Коморин,  А. И. Тимонин) [2], о лагере как воспитательной системе (Ю. Н. Таран), о типологии программ летнего отдыха (Б. В. Куприянов)[3], на целостные описания жизнедеятельности детского лагеря (В. П. Бедерханова, Б. В. Куприянов, А. Н. Лутошкин, Л. И. Уманский, И. И. Фришман, С. А. Шмаков). 



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Летняя языковая школа за рубежом: попытка построения организационно-педагогической модели
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru