Страница 1 из 5 Ростовский Евгений Григорьевич, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, кафедра режиссуры мультимедиа, кандидат искусствоведения, доцент, г.Санкт-Петербург Мультимедиа как результат творческих поисков ХХ века
Немой кинематограф постепенно впитал в себя способы образного мышления, присущие другим искусствам, но при этом создал собственный, специфический, только ему присущий язык повествования и сформировал особую культуру восприятия фильма. Отсутствие звучащего слова компенсировалось сжатостью кинематографического изложения действия, быстро сменяющих друг друга планов, что требовало частого переключения внимания зрителей с одного плана на другой. Современному зрителю язык классических фильмов монтажного направления кажется слишком сложным и вместе с тем вычурным и архаичным. Сегодня ключевым средством интерпретации окружающей действительности стало уже не само событие (бесчисленные факты и явления), а осмысление тех категорий, вне существования которых событие немыслимо. Возникла художественная система, базирующаяся на категориях пространства и времени (пространственно-временном континууме) и лишь в их соотношении «восходящая» к интерпретации действия и его восприятию сознанием человека. Художественное осмысление авторами меняющейся картины действительности, появившееся в связи с новым подходом к роли пространства и времени как элементов сюжетостроения − параллелизм, клиповость мышления, смена иллюзорного пространства объемным все больше и больше проявляются в искусстве, не только массовом, но и высоком. Сегодня возникновение целой энциклопедии визуальных компьютерных средств выражения позволяет художнику не только создавать неограниченное количество комбинаций и сочетаний, способствующих художественному осмыслению окружающего мира, но и активировать реакцию зрителя с целью использования данных обратной связи в дальнейшем творческом процессе. Мультимедийность и интермедиальность объединяют всю культуру в некий нерасчленимый поток. «Человеческое сознание в наши дни уже не ищет связь между «отдельными составляющими» чего бы то ни было: оно с радостью приняло хаос как единственно возможную форму упорядоченности», − говорит по этому поводу Е. Клюев [1]. Темпоритм превращается в клиповую нарезку, быстрочтение, коллажность, возвращая нас к эстетике немого кино. При этом постоянно меняются критерии и приоритеты, экранная культура расширяет свое пространство, вторгаясь в повседневную жизнь человека. Наблюдаемый синтез различных видов и форм искусства, стирание и размывание граней, характеризующих то или иное направление в условиях ис¬пользования сложной многоуровневой и сетевой структурной организации художественного продукта, включающих в состав выразительных средств пространство и время, значительно расширило границы массовости в искусстве. Расширение сегмента массовой культуры и, соответственно, сужение сегмента кино, производящего подлинно художественные произведения (fine arts) − характерная тенденция для экранного искусства начала XXI века. При этом оба эти сегмента вовсе не оказываются изолированными друг от друга, а постоянно заимствуют друг у друга определенные эстетические приемы. В целом постмодернизм старается стирать границы между «элитарной» и «массовой» культурами, размывает границы между эстетичным и неэстетичным, нравственным и безнравственным, профессиональным и непрофессиональным.
|