Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) в период обучения в начальной школе

Покаместова Ольга Владимировна/ Pokamestova Olga Vladimirovna  - учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 27» г. Череповец

 

Аннотация: Дети с диагнозом ЗПР имеют ряд особенностей в развитии различных процессов психики и поведения и  составляют неоднородную группу из-за разнородности  причин и степени выраженности отставания в их развитии. Учителю необходимо учитывать особенности таких обучающихся в своей работе,  чтобы корригировать проблемы в обучении.

Abstract: Children with a diagnosis of mental retardation have a number of features in the development of the various processes of the psyche and behavior constitute a heterogeneous group because of the heterogeneity of the causes and severity of the lag in their development. The teacher needs to take into account the peculiarities of the students in their work to correct the problems in education.

 Ключевые слова: задержка психического развития, ученик, особенности развития, психические функции, специальные классы.

Keywords: mental retardation, pupil, especially development, mental functions, special classes.

   В современном значении под термином “задержка психического развития” понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых). ЗПР может быть обусловлена следующими причинами:

  •                        социально-педагогическими
  •                        физиологическими

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией.

        Наиболее ярким признаком ЗПР у младших школьников исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности.

 Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений.

Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря. У таких детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Речь детей с ЗПР развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей. Степень проявления недостатков развития речи может быть разной. В зависимости от этого по-разному будут проявляться проблемы обучения.

 У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

 Дети, имеющие диагноз  ЗПР, не умеют использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации. Они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный.

 Внимание характеризуется неустойчивостью, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания и повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ).



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) в период обучения в начальной школе
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru