Особенности внешней политики Японии в XII – середине XVI в. |
Страница 4 из 4
Завершив разгром Южносунской империи, монголы получили возможность строительства флота руками китайских корабелов и начать вторую экспедицию в Японию. Ко второму походу готовилась огромная армада – 3500 судов [6, c. 81] с 140 тысячным войском [9, c. 119]. По плану монголов, весь флот был разделен на две флотилии, которые должны были встретиться для совместной атаки у острова Ики, но по ряду причин сразу не смогли этого сделать. В 1281 г. первая флотилия подошла к японскому побережью. Организованное японцами сопротивление не позволило монголам высадиться в Хаката, и они были вынуждены ждать подхода основных сил. Когда, наконец, 15 августа подошла вторая флотилия, и объединенная армада была готова начать высадку, внезапно начавшийся тайфун уничтожил половину монгольского флота, а его остатки спешно покинули пределы Японии. В честь этого знаменательного события японцы немедленно нарекли тайфун «камикадзэ» 神風 – «божественный ветер». Этот термин, который использовался во время второй мировой войны для обозначения особых отрядов смертников, сыграл немаловажную роль в укреплении духа японской нации продолжать войну до победы. Природный катаклизм по иронии судьбы подтвердил синтоистские представления о божественности японской нации и ее непобедимости, благодаря «заступничеству богов». Это привело не только к росту национального самосознания, но и к усилению веры в национальную исключительность, в «дух Ямато», породило японоцентризм и чувство превосходства над Кореей и Китаем. Однако, несмотря на воцарение в Китае враждебной Японии династии Юань, разрыв частных отношений между двумя странами не произошел. Между Китаем и Японией по-прежнему курсировало довольно большое число буддийских монахов, что было связано с возросшей в конце XIII – первой половине XIV в. популярностью буддизма в Японии. Торговля, сдавшая свои позиции во время противостояния с монголами, также начала набирать обороты после смерти Хубилая в 1294 г. О масштабах частной торговли говорит тот факт, что с направлявшегося в Японию из Китая и затонувшего в 1323 г. Судна, в наше время было поднято свыше 20 тыс. экземпляров керамической посуды и около 27 тонн медных монет [2, c. 141]. После монгольских нашествий изоляционистская политика Японии пошла на спад, чему в немалой степени способствовало изгнание из Китая монголов и установление там новой династии Мин 明 (1368-1644). Вероятнее всего, к установлению официальных связей с Китаем Японию толкал сам Китай, поскольку, первая половина правления минской династии была отмечена весьма яркой внешнеполитической деятельностью, направленной на восстановление былого величия Китая на международной арене. Поэтому, если в первой половине XIV в. бакуфу давало разрешения только на отправку в Китай частных торговых кораблей, прибыль от продажи которых шла на строительство буддистских храмов, то уже в 1380 г. Асикага Ёсимицу 足利義満 (1358-1408) направил миссию в Китай с целью установления дипломатических отношений. Однако вследствие того, что деятельность японских пиратов – вако 倭寇 наносила чрезвычайно большой ущерб экономике не только Китая, но и вновь включенной в вассальную зависимость от него Корее, японское посольство получило отказ минских властей. По поводу вако еще в 1370 г. первый минский император Чжу Юаньчжан (1328-1398) писал японским властям: «Небольшая страна варваров, недовольная своей судьбой, обдуманно нарушает волю Неба частыми набегами и создает беспорядки. Это вызывает ненависть людей и едва ли может быть терпимо Небом» [5, c. 24]. В конце XIV в. бакуфу приняло ряд мер против нападавших на территорию Китая и Кореи пиратов, что привело к восстановлению в 1401 г. дипломатических отношений с Китаем. Эту миссию выполнило японское посольство, возглавлял которое монах Соа 祖阿 (годы жизни неизвестны). Идя на восстановление межгосударственных отношений, сёгуны Асикага, так же, как в свое время Тайра, рассчитывали на большую прибыль от увеличения товарооборота. Неслучайно, уже в 1401 г. все торговые связи с Китаем были монополизированы Асикага, которые ввели строгий контроль над лицензиями, выдаваемыми минскими властями для захода японских торговых судов в китайские порты. Поскольку эти лицензии в японской историографии называют «кангофу» 勘合符 – «ярлык проверки и подтверждения», то и всю торговлю с минским Китаем часто называют «кангобоэки» 勘合貿易 – «торговлей на основе подтвержденных лицензий». Идя на восстановление официальных отношений, Асикага, ради выгод от торговли, были вынуждены согласиться с принижением статуса Японии. Так, японским послам при минском дворе было разъяснено, что межгосударственная торговля будет вестись на основе «подношений» и «дани» Китаю вассальной Японией. Китайские же купцы будут вести торговлю на основе «даров» своему вассалу. Одновременно с этим Ёсимицу получил от китайского императора титул «Нихонкокуо» 日本国王 – «Король Японии» [13, p. 9]. В следующем, 1402 г., из Китая прибыло ответное посольство, которое было принято в Японии с большими почестями. Одновременно с восстановлением японско-китайских отношений начались попытки восстановления и японско-корейских связей. Правда, как указывает С. О. Курбанов, эти отношения были весьма неоднозначными, поскольку, с одной стороны, Корея, как и Китай, постоянно подвергалась нападениям японских пиратов, а с другой – Японии было позволено вести торговлю в южных провинциях и даже проживать в гаванях Кореи [7, c. 209]. Возможно, такой парадокс объясняется попытками корейцев сдержать японских пиратов не кнутом, а, наоборот, пряником. Но со смуты годов Онин 応仁 (1467-1477) центральная власть была не в состоянии контролировать ситуацию в княжествах. Даже если бы бакуфу и попыталось подавить деятельность вако, оно не смогло бы этого сделать, поскольку каждое княжество обладала «своими» пиратами, совершавшими набеги на Корею. Так, с 1393 по 1407 г. корейские берега подверглись нападению вако 61 раз [7, c. 209]. Иногда такие нападения грозили серьезными осложнениями. Например, в 1419 г. после массового набега японцев корейцы организовали военную экспедицию против острова Цусима, в результате чего власти последнего были вынуждены выразить свою покорность корейскому королю. Отношения между Кореей и Цусима были организованы по модели Китай-Япония, то есть остров признал свою вассальную зависимость от полуострова и постоянно отправлял корейскому королю посольства с дарами. За это корейцы разрешили Японии вести торговлю в трех гаванях, а в 1443 г. между Японией и Кореей был заключен договор, закрепивший за Японией право на торговлю. Более того, на протяжении XV-XVI вв. японцы легально проживали в южной части полуострова, причем, ежегодно к берегам Кореи прибывало порядка 6-8 тысяч японцев [7, c. 209]. Помимо Кореи и Китая, Япония вела торговые отношения и с архипелагом Рюкю, где в 1429 г. было создано объединенное государство (впервые в японской истории отношения с Рюкю были установлены в 1414 г. [11, c. 64]). Однако, несмотря на восстановление отношений с Китаем, период активных двусторонних торговых связей продолжался недолго, что было связано с изменением внешней политики Китая. К тому же и сама Япония была крайне непоследовательна в отношениях. Так, 4-й сёгун Асикага Ёсимоти 足利義持 (1386-1428), будучи недовольным унизительным положением Японии, в 1411 г. не принял китайских послов и прервал дипломатические отношения с Китаем, которые возобновились лишь с приходом 6-го сёгуна Асикага Ёсинори 足利義教 (1394-1441) в 1433 г. При этом Ёсинори заявил минским властям, что «Небо и Земля огромны и не могут принадлежать одному правителю» [14, p. 158], чем пытался оспорить китайский порядок международных отношений. Всего за период с 1401 по 1549 г. в Китай было отправлено 19 посольств [1, c. 112]. В целом, китайская политика восприятия Японии как вассального государства в середине XV в. встречала уже решительный отпор, что было связано с возросшим самосознанием японской нации и концепцией синто. Так, известно, что китайских послов, которые приезжали с грамотами, по-прежнему проводящими идею китайского суверенитета, просто-напросто не принимали [5, c. 31]. В 40-е гг. XV в. минские власти решают свернуть активную внешнеполитическую деятельность, что было вызвано двумя причинами: истощением ресурсов и вновь появившейся опасностью со стороны кочевых народов северо-запада [3, c. 259]. Эта политика, по сути дела, была направлена на закрытие страны. Сокращению контактов способствовала и внутриполитическая ситуация в Японии, которая вступила в так называемый «период воюющих провинций» – «сэнгоку дзидай» 戦国時代 (1567-1600), начало которому было положено смутой Онин. Страна фактически распалась на отдельные, независимые от центральной власти княжества, в руки которых и перешел основной объем зарубежной торговли. Литература
|
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.