Природа и Архитектура в «рисунке» силуэта города |
Страница 1 из 5 Мартышова Лариса Сергеевна, Когда говорят о роли природы в формировании архитектурных ансамблей, часто подразумевают лишь ряд аспектов: экологию, вхождение в рельеф архитектурных структур и использование зеленых насаждений для обогащения архитектурной пластики. Какова же на самом деле ее роль, что есть природа для архитектора и чем руководствуется зодчий, создавая ту или иную силуэтную композицию в ландшафте? Вкладывает ли он некий смысл в геометрические очертания и пространственное решение того или иного объекта или ансамбля? Ответы на эти вопросы в разное время давались теоретиками и практиками архитектуры, но чаще всего, основывались на функциональных, композиционных или образных факторах. Силуэт исторически сложившихся городов формировался на протяжении веков. Наряду со стихийностью, в большинстве случаев он создавался сознательно, подчеркивая наиболее выразительные формы ландшафта, соотнесенные с важными объектами городской структуры. Зачастую мы можем видеть, что холм, а не долина – место расположения высотных комплексов, конечно речь идет о классической архитектурной практике. Так, например, исторический силуэт Харькова, «вырастал» из ландшафта (природы), согласно канонам древнерусского зодчества. Он сочетал вертикальные храмы, расположенные на плато, и компактные, приземистые – в долинах. Надстройка же Благовещенской церкви, превратившая ее в собор, неслучайно считается нарушением «взращенного» природой и древними зодчими силуэта города. Таким же как, например, застройка «западного фронта Сены» в Париже, которая снивелировала силуэт района Монмартр, расположившийся на холме, завершенном изящным объемом Сакре-Кер. Однако, в долинном пространстве Львова, окаймленном живописными холмами, мы находим иной подход к формированию архитектурного силуэта, нежели в Харькове. Здесь, мощные вертикали костелов, колоколен и башен, сконцентрированы на территории исторического ядра города, расположенного на дне котловины, глубину которой придают многочисленные возвышенности. Таким же подходом характеризуется силуэт Флоренции, где в долинном пространстве, окаймленном холмами, в эпоху средневековья были возведены мощные вертикали. Значит, имеется ЧТО-ТО, какой-то важный фактор, который влияет на решение зодчего при формировании силуэта архитектурной композиции (города – ансамбля – объекта). В самой природе заложен некий «дух», «гений», воспринимаемый человеком посредством образов и архетипов, воплощенный зодчими в архитектурных формах, прочитывающийся в силуэте города еще с дальних подъездов к нему. Уже жилище древнего человека – хижина, шалаш, затем палатка, имитировало форму горы с пещерой, несущую образ укрытия, покрова. С течением времени форма усложнялась, от палатки – до купола собора и шатровых кровель украинского модерна, но образ, который она воплощала, оставался прежним. Это образ архетипический, в истоках которого лежит природная форма. Представляется, что актуальность исследования этого фактора будет возрастать по мере того, как архитектура, наконец, будет возвращаться к своим эстетическим функциям и природным основам. Ведь именно природа, а точнее семантика ландшафта – ключ к формообразованию в архитектуре и индивидуальности «рисунка» архитектурного силуэта. Именно этот аспект представляется важным, наряду с уже исследованными и описанными известными теоретиками и практиками архитектуры и искусства. |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.