Проблема интеграции Турции в Европейский Союз – история и современность |
Страница 2 из 6
Противники приема Турции попытались в первую очередь дать предельно широкое истолкование «Рамок для переговоров» (формально одобренных всеми правительствами стран ЕС), на основе которых в октябре 2005 года начались переговоры о членстве Турции в ЕС. В этом документе ясно говорится, что «коллективной целью переговоров является присоединение». Однако ряд европейских лидеров акцентирует внимание на другом положении: «Эти переговоры представляют собой нелимитированный по времени процесс, исход которого не может быть заранее гарантирован» [3]. В частности, французский политолог Тьерри де Монбриаль отметил: «Подобные переговоры носят обычно очень затяжной и детальный характер. А когда речь идет о столь крупной и сложной стране, как Турция, очевидно: продолжительность и даже исход переговоров трудно предсказать заранее» [10]. Такая интерпретация означала, что на переговорах ЕС и Турции может идти речь не только о членстве, но и о других альтернативных вариантах взаимодействия. Некоторые страны начали высказываться в пользу «привилегированного партнерства» или «особых отношений». Суть «привилегированного партнерства» заключается в том, что Турция может успешно сотрудничать с Европой в вопросах торговли, иммиграции и энергоснабжения, но в то же время, ее не следует допускать к европейским механизмам принятия решений. Причины подобной политики лежат в опасениях перед значительным финансовым бременем, которое ляжет на ЕС в случае приема Турции, и в нежелании сталкиваться с турецкой иммиграцией, но в первую очередь − причинами политическими. Париж и Берлин не хотят изменения расстановки сил внутри ЕС и ослабления позиций ФРГ и Франции в органах, определяющих политику и вырабатывающих стратегический курс ЕС. В качестве примера трактовки понятия «привилегированное партнерство» можно привести слова государственного секретаря по европейским делам Франции Жан-Пьера Жуйе: «Позиция Франции заключается в следующем: между Турцией и ЕС должны быть очень тесные отношения, которые могут развиваться вплоть до присоединения Турции к ЕС. Но на этом пути должен быть важный этап привилегированного партнерства» [15]. Безусловно, подобная политика со стороны Европейского Союза не могла не вызвать вполне обоснованной критики со стороны Турции, в первую очередь – из-за затягивания переговорного процесса и попытки перенаправления его конечной цели с вступления Турции в ЕС на выбор различных альтернативных путей двустороннего сотрудничества. Замена цели переговоров, каковой для Анкары с самого начала являлось и является полноправное членство в ЕС, некими альтернативными договоренностями, не могло не сказаться на росте евроскепсиса внутри Турции. По данным социологических опросов, число турецких граждан, считающих, что членство Турции в ЕС позитивно скажется на их стране, упало с более чем 70% в 2004 году до 42% осенью 2008 года [9]. Свою роль в росте негативного отношения к евроинтеграции страны сыграл и следующий фактор: расширение Европейского Союза за счет бывших стран-членов организации Варшавского договора в 2004 году было вполне возможно и не вызвало объема политических препятствий, сопоставимого с преградами перед Турцией на пути к присоединению в ЕС. Также Турция обладает полувековым опытом членства в НАТО и хорошо интегрирована в систему функционирования этого блока. Тем не менее, для политического руководства ЕС, страны из бывшего социалистического лагеря более предпочтительны, нежели Турция. Таким образом, у стран-противников вступления Турции в ЕС должны быть весомые аргументы в поддержку своей точки зрения на эту проблему. Перечислим наиболее важные из них. В числе основных причин, препятствующих вступлению Турции в Европейский Союз, являются недостаточный уровень экономического развития государства, низкое благосостояние населения, а также нарекания в области недостаточного развития демократических институтов в сфере прав человека и свободы слова в европейской трактовке этих понятий (согласно Копенгагенским критериям). Как и другие страны-кандидаты на вступление, Турция рассчитывает на мощный толчок к ее экономическому развитию – во-первых, за счет экономический субсидий, во-вторых, за счет возможности для ее граждан свободно работать в странах ЕС. Вступление Турции в ЕС будет иметь еще более значительные последствия для самого Союза, чем предыдущая волна расширения в 2004 году. При высокой численности населения, Турция обладает объемом ВВП на душу населения примерно в 4 раза меньшим среднего показателя в ЕС [4,с.190]. Не входя в число наиболее развитых стран Европы и претендуя на обширную финансовую поддержку со стороны ЕС, в случае вступления в число стран-членов Турция станет одной из самых населенных стран Европы, уступая только Германии, являющейся основной страной-донором. Это позволит ей претендовать на большое число мест в Европарламенте и Совете министров ЕС, что отразится как на внутренней, так и на внешней политике Европейского Союза, а это вызывает опасения у ряда лидеров стран Европейского Союза, в первую очередь – Германии и Франции. |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.