ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ АНАТОМИИ |
Салимгиреева Б.Ж., Алмабаев Ы.А., Ерментаева Ж.М., Какетаева И.З., Фахрадиев И.Р., Ли С.В.
Салимгереева Багдат Жанабаевна – кандидат медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой, кафедра морфологических дисциплин, Казахстанско-Российский медицинский университет; Алмабаев Ыдырыс Алмабаевич - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой, кафедра клинической анатомии и оперативной хирургии, АО Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова; Ерментаева Жанным Мухтаровна - кандидат медицинских наук, доцент; Какетаева Индира Зиябековна - кандидат медицинских наук, старший преподаватель, кафедра морфологических дисциплин, Казахстанско-Российский медицинский университет; Фахрадиев Ильдар Рафисович – магистр, заведующий лабораторией; Ли Сергей Вадимович – младший научный сотрудник, лаборатория экспериментальной медицины, Научно-исследовательский институт фундаментальной и прикладной медицины им. Б. Атчабарова, г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: основные изменения в преподавании анатомии связаны с интеграцией фундаментальных и клинических наук в современной медицинской учебной программе. Однако, уровень полученных знаний по данной дисциплине вызывает озабоченность даже у студентов. На сегодняшний день до сих пор нет четкой структуры и методологии преподавания данного предмета, которые могли бы учитывать факторы, положительно влияющие на студенческую уверенность в своих собственных знаниях. В данном обзоре мы попытались определить, какие факторы влияют на процесс усвояемости анатомических знаний и оценили современные модели обучения. Ключевые слова: проблемно-ориентированное обучение, анатомия, проблемное обучение, PBL, преподавание.
Список литературы
1. Петренко В.М. // Развитие человека: Вопросы развития в анатомии человека (учебное пособие) // Международный журнал экспериментального образования, 2015. № 10-2. С. 132-133. 2. Цигикало А.В.// Особенности преподавания анатомии человека студентам факультета физической культуры и здоровья человека // Молодой ученый, 2015. № 2-6 (17). С. 519-521. 3. Молчанова А.А., Гринберг В.Б. // Деятельность кафедры патологической анатомии Алматинского государственного института усовершенствования врачей МЗ РК за годы независимости Республики Казахстан // Вестник Алматинского государственного института усовершенствования врачей, 2011. № 4 (16). С. 21-22. 4. Чемезов С.В., Каган И.И., Ким В.И., Лященко С.Н., Фатеев И.Н., Самоделкина Т.К., Урбанский С.Н., Ивлев В.В., Лашев В.И. // Возможности кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии в освоении студентами практических навыков в области оперативной хирургии на современном этапе // В сборнике: Медицинское образование в Оренбургской области Материалы учебно-методической конференции. Ответственный редактор: профессор И.В. Мирошниченко, 2015. С. 93-95. 5. Задорожнюк Э.Г. // Анатомия конфликтов. Центральная и юго-восточная Европа. Документы и материалы последней трети ХХ века. Начало 1970-х-первая половина 1980-х годов // Санкт-Петербург, 2012. Том 1. 6. Баринов Э.Ф., Басий Р.В., Шатова О.П. // Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов на медико-биологических кафедрах медицинского университета с использованием дистанционной обучающей технологии // Образование и наука, 2015. № 7 (126). С. 119-134. 7. Звягина Е.В., Харина И.Ф. // Взаимосвязь знаний по анатомии, педагогике и психологии в работе с обучающимися с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // в сборнике: оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры XXVI региональная научно-методическая конференция, 2016. С. 47-48. 8. Сонголов Г.И., Галеева О.П. // Особенности формирования элементов профессиональной компетенции в процессе преподавания топографической анатомии и оперативной хирургии // Система менеджмента качества: опыт и перспективы, 2013. № 2. С. 34-38. 9. Николенко В.Н., Оганесян М.В., Кудряшова В.А., Ризаева Н.А., Шумак А.В. // Что может приблизить преподавание анатомии к потребностям практической медицины? // Современные проблемы науки и образования, 2017. № 3. С. 46. 10. Simon V.M., Vajnagij O.M., Shereghy A.A. // Ways of perfection of study of course of operative surgery and topographical anatomy // Украинский журнал клинической и лабораторной медицины, 2013. Т. 8. № 3. С. 13-15. 11. Farey John E., Bui David T., Townsend David, Sureshkumar Premala, Carr Sandra and Roberts Chris // Predictors of confidence in anatomy knowledge for work as a junior doctor: a national survey of Australian medical students // BMC Medical Education, 2018. 174. 12. Triepels C.P.R., Koppes D.M., Van Kuijk S.M.J., Popeijus H.E., Lamers W.H., Gorp T. van, Futterer J.J., Kruitwagen R.F.P.M., Notten K.J.B. // Medical Students’ Perspective on Current and Future Training in Anatomy // Annals of anatomy, 2018. 13. Голянич В.М., Кудрявцева Е.И. // Актуальные аспекты проблемного обучения в управленческом образовании // Материалы научно-методической конференции Северо-Западного института управления, 2012. № 1. С. 243-250. 14. Кириченко Д.В. // Технология проектного обучения (pbl) в зарубежной педагогической практике // в сборнике: оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры xxvi региональная научно-методическая конференция. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Уральский государственный университет физической культуры, 2016. С. 63-65. 15. Муфасалов Р.К., Жусупов С.М. // Применение педагогической технологии problem based learning pbl в медицине // News of Science and Education, 2017. Т. 3. № 9. С. 35-38. 16. Бегайдарова Р.Х., Стариков Ю.Г., Алшынбекова Г.К., Девдариани Х.Г., Дюсембаева А.Е., Золотарева О.А., Изтелеуова А.М. // Использование активных методов обучения на кафедре детских инфекционных болезней // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. № 4-2. С. 456-459. 17. Нуртазин С.Т., Базарбаева Ж.М., Есимсиитова З.Б., Ермекбаева Д.К. // Инновационный метод «проблемно-ориентированного обучения» (problem-based learning -pbl) // Успехи современного естествознания, 2013. № 5. С. 112-114. 18. Поздеева С.И. // Проблемное и проблемно-ориентированное обучениe (problem-based learning): сравнительный анализ // Сибирский педагогический журнал, 2016. № 2. С. 95-99. 19. Будкова Е.А., Гафаров А.Г. // Опыт применения новых методов обучения и контроля знаний в подготовке врача общей практики // Российский семейный врач, 2006. Т. 10. № 2. С. 9-13. 20. Зинкевич Е.Р. // Клинико-педагогическая подготовка преподавателей клинических кафедр медицинских вузов в процессе повышения квалификации // European Social Science Journal, 2017. № 12-1. С. 217-221. 21. Ецко К.П., Форня Ю.В. // Современные концепции развития педагогической компетентности преподавателей медицинского вуза // В сборнике: MODERN TRENDS OF SCIENTIFIC THOUGHT DEVELOPMENT Materials digest of the XXIII International Scientific and Practical Conference and the I stage of Research Analytics Championship in medical sciences, pharmaceutical sciences and Earth sciences and the II stage of the Research Analytics Championship in the chemical sciences (London, April 18-April 23, 2012). Chief editor - Pavlov V.V., 2012. С. 92-95. 22. Алексеева Н.Т., Кварацхелия А.Г., Клочкова С.В., Никитюк Д.Б. // Преподавание анатомии человека с использованием современных интерактивных технологий // В сборнике: Материалы межрегиональной заочной научно-практической Интернет-конференции, посвященной 90-летию со дня рождения первого заведующего кафедрой анатомии с курсом оперативной хирургии и топографической анатомии доктора медицинских наук, профессора Александра Васильевича Краева. Сборник научных статей, 2018. С. 12-17. 23. Плотникова И.Е. // Проблемы и перспективы профессиональной подготовки врачей в условиях перехода на образовательные стандарты третьего поколения // Культура физическая и здоровье, 2013. № 4 (46). С. 99-101. 24. Путалова И.Н., Борзяк Э.И. // Метод препарирования в изучении анатомии человека // Астраханский медицинский журнал, 2012. Т. 7. № 4. С. 214-216. 25. Никонорова М.Л., Карелина Н.Р. // Медицинские электронные ресурсы на практических занятиях по анатомии человека // Педиатр, 2014. Т. 5. № 4. С. 140-145. 26. Аникин М.И., Каган И.И., Лященко С.Н., Лашев А.Ю., Багаутдинов А.А. // Современные аспекты изучения микрохирургической анатомии лорорганов // Российская оториноларингология, 2017. № 1 (86). С. 105-113. 27. Глыбочко П.В., Аляев Ю.Г., Рапопорт Л.М., Фиев Д.Н., Матюхов И.П., Мартиросян Г.А. // Виртуальные технологии в современной хирургии // Российские медицинские вести, 2014. Т. 19. № 1. С. 4-16. 28. Алмабаев Ы.А., Ералиева Л.Т., Фахрадиев И.Р., Алмабаева А.Ы., Абдисаттаров Б.А., Кыжыров Ж.Н., Баймаханов А.Н. // К вопросу о патогенезе спаечного процесса (обзор литературы) // Наука и Мир. 2016. Т. 2. № 5 (33). С. 43-46. 29. Кашутина Т.А., Чучин В.Н. // Оперативная хирургия с топографической анатомией // Методические указания по выполнению лабораторных работ для специальности 36.05.02 Ветеринария / Саратов, 2017. 30. Черных А.В., Малеев Ю.В., Якушева Н.В. // Роль топографической анатомии и оперативной хирургии как фундаментальной двуединой дисциплины в системе медицинского образования // Вестник Российской военно-медицинской академии, 2015. № S2. С. 158. 31. Коновалова С.Г. // Анатомия человека как базовая дисциплина в формировании клинического мышления у иностранных студентов // В сборнике: Опыт преподавания дисциплин «Анатомия» и «Патологическая анатомия» на английском языке Материалы конференции, посвященной 50-летию Медицинского института и кафедры нормальной анатомии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева (1967-2017), 2017. С. 22-23.
Ссылка для цитирования данной статьи
|
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.