Развитие творческих способностей учащихся через организацию учебно-исследовательской деятельности в области филологии |
Страница 1 из 3 Мартьянова Надежда Владимировна, Во ФГОС второго поколения основной целью общего среднего образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к активной социальной адаптации в обществе, к началу трудовой деятельности, к продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию. Эти задачи, поставленные перед нами, педагогами, понятны, но не всегда достижимы, поэтому нам необходимо вслед за современностью меняться, изменять методики и технологии. Хочу предложить вашему вниманию некоторые элементы развивающих технологий, которые, как мне кажется, не только позволяют реализовать творческий потенциал, но и создать комфортные условия для учащихся во время работы не только на занятиях, но и во время внеурочных занятий. Нередко филологические дисциплины рассматриваются в качестве средства для развития творческих способностей учащихся. Безусловно, потенциальные возможности выполнения такого типа заданий, как сочинения, очень велики. Однако и учебно-исследовательская деятельность школьников в области филологии помогает осуществлять развитие школьников в данном направлении. Функция развития на уроках русского языка и литературы предполагает преимущественно творческую, игровую деятельность учащихся на всех этапах учебной деятельности по теме для усвоения методов научного творчества, а не только выполнение отдельных творческих заданий в конце изучения темы. Причем в процессе выполнения заданий этого типа формируются способности, необходимые как для тех учащихся, которые выберут филологический профиль дальнейшего обучения, так и для осуществления исследований в любых сферах учебной деятельности, более того – для формирования полноценной личности человека. В совместной деятельности с учителем ребята не только усваивают новое для себя знание, но и переживают этот процесс как субъективное открытие еще неизвестного, но манящего знания. Учебная деятельность осознается ими как личностная ценность, что развивает познавательную мотивацию, интерес к предмету. Главный смысл исследования в сфере образования в том, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Понятие «исследовательская работа» прочно ассоциируется со старшей школой, поскольку именно старшеклассники в силу своих возрастных и образовательных возможностей способны к исследовательской деятельности. Но без определенных умений и навыков исследовательской деятельности как фундамента исследования успешная работа невозможна. А основополагающие знания, умения, навыки учащиеся получают не только в старшем звене, но и в среднем. Поэтому логично было бы вводить на уроках уже в 5-8 классах задания и отдельные виды работ исследовательского типа, так как, по наблюдениям психологов, исследовательская деятельность – это естественное состояние ребенка: он настроен на познание мира. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условие для дальнейшего его развития. |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.