Развитие творческих способностей учащихся через организацию учебно-исследовательской деятельности в области филологии

 

В преподавании литературы исхожу из того, что любое художественное произведение – это воплощенное единство формы и содержания. Для того чтобы юный читатель более глубоко проник в замысел писателя, необходимо проанализировать систему средств выразительности, среди которых имена собственные несут большую художественную информацию. Поскольку антропонимика художественного текста – область филологии, еще не достаточно исследованная, вызывающая споры, т. к. большинство трудов по этой тематике разработаны в виде гипотез, значит, практически любое произведение школьной программы может стать объектом исследования. Используя антропонимический материал произведения, организую исследовательскую деятельность учащихся как на уроках, так и во внеурочное время, учитывая возрастные особенности школьников.

На первой ступени литературного развития школьников (5-6 классы) усиление внимания к форме прямо пропорционально активности читательского воображения. Поэтому считаю, что на данном этапе литературного развития не надо перегружать ребят теорией антропонимики, а нужно заинтересовать их этой наукой. Для этого в 5 классе на уроках по изучению фольклора учащиеся получают индивидуальные задания: выяснить происхождение имени Баба-Яга или Кощей, наблюдают за употреблением имени Иван, делают обобщение о характере героев с таким именем. Изучая поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», дети пытаются объяснить значения имен героев поэмы, а также впервые получают сведения о фонетическом оформлении имени. В 6 классе такая работа будет продолжена: отработка умения объяснять значение имени и самостоятельно выстраивать номинационную цепочку на примере сказки-были «Кладовая солнца» М.М. Пришвина (имена Настя и Митраша).

На каждом уроке работы над текстом ста­влю задачу научить школьников основательно и созна­тельно следить за мыслями писателя, за логикой его образов, слов, по­нимать текст как художественное единство. Это очень слож­ные умения, требующие размышлений, сопоставления, анализа и синтеза. На данных уроках стремлюсь не только показать примеры авторского мастерства или совместно с учащимися отыскивать в тексте строки, подтверждающие или раскрывающие авторское восприятие, художественнее мастерство автора, но и даю возможность  самим учащимся совершенствовать свой творческий потенциал, так как считаю, что в каждом ребенке заложено умение видеть прекрасное. Реализовывать данный подход позволяет применение элементов метода речетворчества и метода развития критического мышления через чтение и письмо, которые способствуют снятию внутреннего страха перед написанием сочинения, активизирует мыслительные, творческие способности учащихся, пополняют словарный запас и расширяют читательский диапазон. Данные технологии применяются на любом уроке русского языка или литературы для развития речи учащихся (например, как элемент фантастического описания или  связи двух, не связанных по смыслу слов, например, «шиповник» и «костер», «шиповник» и «змея»), а так же на уроке подготовки к написанию сочинения или анализа уже написанных работ, а также на уроках-обобщениях или на первых вводных уроках. Приведу пример синквейна учащихся 7 класса на заключительном этапе первого урока русского языка в начале года:

Русский язык

Могучий, удивительный

Учит, объединяет, развивается

Русский язык – прекрасный, поучающий язык

Гордость



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Развитие творческих способностей учащихся через организацию учебно-исследовательской деятельности в области филологии
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru