Развитие творческих способностей учащихся через организацию учебно-исследовательской деятельности в области филологии

 

В 7 классе исследования проводятся на примере произведений Гоголя, Чехова, Андреева, Бунина. Учащиеся самостоятельно выстраивают цепочку именований главных героев (Тарас Бульба, Андрий, Кусака), знакомятся с понятием «говорящие имена»: Очумелов, Хрюкин и др., в сатирических рассказах Чехова.

В 8 классе продолжается работа с понятием «говорящие» фамилии при изучении пьесы «Ревизор», номинационная цепочка – на примере повести Тургенева «Ася», рассказов А.Грина и О.Генри. Практикую в своей работе именно в этот период уроки погружения в мастерскую писателя: в 7 классе – «В творческой лаборатории Л.Андреева» (по рассказу «Кусака»), в 8 классе – «В творческой лаборатории А.Грина» (по рассказу «Зеленая лампа»). На этих уроках ученики наблюдают над художественным воплощением авторской идеи с помощью слова, образа, языковых средств выразительности. При этом учащиеся исследуют учебную проблему, выдвигают гипотезы по решению задачи, соотносят полученные результаты с выдвинутыми предположениями, делают обобщение по проблеме в целом. Такие уроки помогают увидеть тех ребят, которые способны к исследовательской деятельности в старших классах.

Последней ступенью литературного развития (9-11классы) становится «эпоха связей, осознания причин и следствий», которая приводит читателя к потребности рассмотреть исторические и эстетические соотношения искусства и жизни, взаимодействие всех элементов художественного произведения, к углублению внимания к форме. Поэтому именно на этом этапе необходимо обратиться к исследовательской работе не только на уроке литературы, но и вне урока.

Оптимально решает подобные задачи − метод проектов, который позволяет  организовать процесс обучения  таким образом, что учащиеся в практической деятельности не только закрепляют полученные знания, но и углубляют их  в процессе работы над проектом,  проявляют свои творческие способности. Технология формирует личность учащегося, способного  творчески мыслить, планировать свою деятельность, прогнозировать результат. Внедрение данного метода осуществляется мною как в урочной деятельности, где  на выполнение учебных проектов выделяется часть урока, как элемент тренировочных упражнений, упражнений на закрепление изученного материала, так и во внеурочной деятельности. При этом данный вид носит индивидуальный характер работы с одаренными детьми. Применение проблемного метода на уроках литературы развивает самостоятельность школьников, позволяет им не ограничиваться той информацией, которая уже есть, но и находить новую, более расширенную информацию по проблеме, способствует углублению и систематизации знаний.  Я использую проблемный метод на уроках закрепления и углубления  знаний, где, создавая проблемную ситуацию, что является главной проблемой при разработке данного вида урока, развиваю уже высказанные суждения и направляю их уточняющими вопросами.

Таким образом, предлагаемая система работы, помимо ре­шения чисто образовательных задач, помогает обнаружить и развить заложенные в каждом человеке художествен­ные задатки, приблизить образова­ние и воспитание к практике межличностного общения, формирует у учащихся познавательный  интерес к предмету, способствует фор­мированию и развитию наблюдательности, фантазии, развитию творческого начала, стремлению к самовыражению, то есть формирует личность, способную креативно мыслить.

                                                                                  Литература

    1.Образование и духовное развитие ребенка в XXI веке / Сборник научно-методических материалов / Сост. и науч. ред. О.А. Куревина. М.,2001.

    2.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2003.





Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Развитие творческих способностей учащихся через организацию учебно-исследовательской деятельности в области филологии
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru