Школа молодого учителя или «калоши счастья» для молодого педагога

Родина М.А.1, Воронина О.П.2
1Родина Марина Александровна / Rodina Marina Alexandrovna - директор;
2Воронина Ольга Петровна / Voronina Olga Petrovna - заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
Средняя общеобразовательная школа №17, г.Калуга

Аннотация: оптимизация деятельности по внутришкольному повышению квалификации молодых педагогов, оптимизация деятельности Школы молодого учителя.

Abstract: Optimization of the process of accompaniment of professional adaptation of inexperienced teachers, increase of efficacy of the collaboration of unpracticed and experienced teachers.

Ключевые слова: молодые педагоги, школа молодого учителя.

Keywords: young teachers, experienced teachers.

Каждый год в школы на работу приходят выпускники вузов. Что привело их на педагогическое поприще? Есть среди них те, кто надел «калоши счастья» и оказался в том месте, о котором мечтал. Но встречаются и такие молодые педагоги, кто «сел в калошу», не сумев достичь другой цели, и нашел временное пристанище в учительском коллективе. Между этими двумя крайними группами множество других вариантов мотивации профессиональной деятельности.

Школа нуждается, нет, школа остро нуждается в приливе молодых, творческих, инициативных кадров. Однако сразу приходится решать важные проблемы: как помочь адаптироваться в коллективе, полюбить свою работу, стать настоящими профессионалами всем категориям вновь прибывших учителей?

Конечно, большинство современных руководителей школ используют ТРИЗ [1] в управленческой деятельности. Поэтому все применяют «принцип объединения» и получают либо Школу молодого учителя (ШМУ), либо Клуб начинающего педагога. Задумаемся, по какой категории произошло это объединение. Если подойти к проблеме формально, то соединяющим фактором слушателей ШМУ может оказаться возраст и отсутствие опыта, и тогда решить проблемы молодых учителей окажется невозможно. При организации школы молодого учителя куратор-организатор сталкивается со следующими ситуациями и проблемами:

1.Как правило, это группа учителей разной предметной направленности. Методические проблемы и находки учителя физики не являются актуальными для его коллеги, ведущего уроки изобразительного искусства.

2. Школа молодого учителя создана для оказания помощи при решении профессиональных затруднений, но, во-первых, «слабые звенья» у всех могут быть разные, а, во-вторых, в силу отсутствия опыта, молодые учителя могут не замечать свои проблемы.

3.Данная творческая группа объединяет педагогов с небольшим, но все-таки разным стажем и опытом работы.

4.Usus tyrannus (обычай-деспот). Использование устаревших форм работы по повышению квалификации молодых педагогов.

5.Отсутствие у молодых педагогов мотивации для профессионального развития, для занятий в Школе молодого учителя.

Итак, существуют проблемы по повышению мотивации молодых специалистов, по оптимизации работы ШМУ.

Управленческие решения основываются на ТРИЗовском системном подходе к организации работы с молодыми кадрами. Руководитель анализирует кадровый состав и его подсистему «Школу молодого учителя» сквозь призму «прошлое, настоящее, будущее». «Вертикальное решение» системного лифта – включение в работу с молодыми педагогами наставников. «Горизонтальное решение» – ИКР (идеальный конечный результат), то есть создание образа педагога, обладающего высокопрофессиональными навыками, готового к изменениям образовательной парадигмы.

Как известно, не ломается та деталь в машине, которой нет. Поэтому Школа молодого учителя не должна восприниматься слушателями как винтик, как часть бездушного механизма.

Занятия в ШМУ не должны быть принудительными. Если посещаемость низкая, то, с позиции ТРИЗ, идеальным решением будет «молодой педагог сам стремится к участию во внутришкольной системе повышения квалификации». Что для этого надо сделать?

1.Можно использовать «принцип посредника». Помочь в профессиональном становлении может другой молодой педагог (посредник), посещающий занятия ШМУ, обладающий лидерскими качествами и большим творческим потенциалом. Его энтузиазм может оказаться ярким побудительным примером.

2.Использовать индивидуальные образовательные траектории.

3.При большой загруженности молодого педагога использовать: а) информационные ресурсы (методическое обеспечение); б) ресурсы времени (общение через skype).

4.Куратором ШМУ должен быть вдумчивый, ищущий, неравнодушный, неординарно мыслящий человек. Девизом руководителя Школы молодого учителя может стать выражение Брюса Ли о том, что к победе ведет «использование никакого пути как путь». Так и в организации занятий, строго придерживаясь основного направления, необходимо избавиться от рутинных, устаревших, притупляющих яркость восприятия, ограничивающих творческую индивидуальность, приемов и форм. Местом для занятий может быть музей, библиотека, кабинет директора, сосновая роща. Формы занятий: диспут, «изба – читальня», аналитический центр, лекция, психологический театр, педагогические посиделки, фестивали. Полезными оказываются мастер-классы, на которых опытные учителя раскрывают свои профессиональные секреты. Применив ТРИЗовский прием «сделать наоборот», можно организовать занятия, подготовленные молодыми специалистами для наставников. Выпускникам ШМУ может быть предоставлена возможность попробовать себя в роли наставника для молодого коллеги при выполнении общего проекта. В некоторых случаях ШМУ приоткрывает свои двери для учащихся выпускных классов, выбирающих педагогический вуз для продолжения обучения. Такие встречи бывают полезны для обеих категорий участников. Классифицируя деятельность ШМУ по продолжительности работы, можно отметить совещания-летучки; короткие встречи, на которых все участники стоят; продолжительные мастер - классы и лекции.

Подводя итог, хочется отметить: ШМУ может стать «калошами счастья» для начинающего учителя, которые как в сказке Г.Х. Андерсена «обладают свойством переносить каждого, кто наденет их, в то место или в условия того времени, которые ему больше всего нравятся». Эффективность ШМУ определяется деятельностным подходом и основана на современных методах и приемах.

Литература

1. URL: http://www.altshuller.ru/triz/technique1.asp [Электронный ресурс]. (Дата обращения 28.07.2014)

 



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Школа молодого учителя или «калоши счастья» для молодого педагога
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru